Дополнительная образовательная общеразвивающая программа Весёлый язычок.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад №18 Семицветик»

Обсуждено и принято
на педагогическом совете

Утверждаю _______________
Н.В.Ленченко
заведующий МБДОУ
«ЦРР - детский сад
№18 «Семицветик»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа социально-педагогической направленности
«Весёлый язычок для детей от2 до 3 лет»

Срок реализации 1 год
Составил: педагог первой
квалификационной категории
Н.Р.Девятирикова

ГО «Город Лесной»
2021 г.

Структура программы

1.

Пояснительная записка

3-7 стр.

2.

Планируемые результаты

8 стр.

3.

Учебный план программы «Весёлый язычок для
детей от 2 до 3 лет»

9 стр.

4.

Перспективное планирование программы «Весёлый 10-11 стр.
язычок для детей от 2 до 3 лет»

5.

12-18 стр.

6.

Содержание программы «Весёлый язычок для
детей от 2 до 3 лет»
Квалификационная характеристика к педагогу
дополнительного образования

8.

Оценочные материалы

36-37 стр.

9.

Методические материалы

37 стр.

Приложение 1,2

38-39 стр.

19-20 стр.

Пояснительная записка
Освоение речи качественно изменяет ориентировку ребенка в окружающем
мире и обеспечивает быстрое и легкое приспособление к среде. Используя слова,
ребенок учится анализировать окружающий его мир, С другой стороны,
слово, благодаря

своему

обобщающему

характеру,

помогает

малышам

группировать предметы по сходству их главных признаков.
На третьем году жизни у детей происходит активное формирование
психологических процессов, мышления, памяти. В этот динамичный этап
развития они овладевают речью. Поэтому важно с ними активно заниматься,
стимулировать их речь. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа по ранней логопедической помощи «Веселый язычок для детей от 2 до
3 лет» (Программа) направлена на активное овладение речью детей раннего
возраста.
Нормативно-правовая база.
 Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в
Российской Федерации».
 Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от
17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования»;
 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.
№30384);
 Письмо МО РФ № 06-1844 от 11.12.2006г. «О примерных требованиях к
программам дополнительного образования детей»;
 Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008
 Комплексная программа «Уральская инженерная школа», указ
губернатора Свердловской области от 6 октября 2014 года N 453-УГ
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об
утверждении СанПиН 2.4.1. 3049-13 «Санитарно-эпидимиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы

дошкольных образовательных организаций» от 15 мая 2013 года №
26ОБ.
 Устав МБДОУ «ЦРР – детский сад №18 «Семицветик».
Вид

программы:

общеразвивающая

дополнительная
программа

общеобразовательная
социально-педагогической

направленности.
В основу Программы положены следующие принципы:
 Принцип раннего воздействия на речевую деятельность с целью
предупреждения вторичных отклонений;
 принцип развитие речи и опоры на онтогенез (учет закономерностей
развития детской речи в норме).;
 принцип взаимодействия формирования фонетико-фонематических и
лексико-грамматических

компонентов

языка

(единство

названных

направлений и взаимоподготовка).;
 принцип дифференцированного подхода в работе;
 принцип связи речи с другими сторонами психического развития, которые
раскрывают зависимость формирования отдельных компонентов речи от
состояния других психических компонентов.
Цель Программы : Обеспечение овладением ребенка речью.
Для осуществления цели определены следующие основные задачи:
 Развитие диафрагмального и речевого дыхания.
 Развитие просодической стороны речи.
 Развитие подвижности органов артикуляционного аппарата.
 Вызывание подражательной речевой деятельности в форме любых
звуковых проявлений.
 Развитие слухового внимания.
 Понимание речи.

 Расширение объема словаря параллельно с расширение представлений
об окружающей действительности, перевода слова из пассивного в
активный словарь.
 Формирование простого двусоставного предложения.
 Развитие слоговой структуры слова.
 Развитие общей и мелкой моторки.
 Развитие

познавательной

деятельности

(мышления,

восприятия,

представлений, памяти, внимания и др.);
Программа составлена с учётом индивидуальных и возрастных
особенностей детей данного возраста.
Характеристика возрастных особенностей
речевого развития детей 2-3 лет
Показатели речевого развития детей третьего года жизни.
Между двумя и тремя годами становится особенно заметным значительный
скачок в общем развитии ребенка, вызванный овладением речью. Некоторые дети
до двух лет вообще разговаривают мало, но на третьем году обычно все дети
начинают охотно и много говорить. Они уже лучше понимают речь окружающих
людей.
Словарный запас
После двух лет в активной речи детей появляется все больше слов. На ранних
этапах овладения языком (а рассматриваемый период относится к ранним этапам)
ведущая роль в обогащении словарного запаса принадлежит лексическому уровню
– после четырех лет будет преобладать словообразовательный уровень.
Количество слов в три года в активной речи достигает одной тысячи. Такой
существенный рост словаря обусловлен обогащением жизненного опыта ребенка,
усложнением его деятельности, развитием общения с окружающими людьми. В
речи преобладают имена существительные (60%), но все больше появляется
глаголов (25 – 27%), прилагательных (10 – 12%), уже есть местоимения и предлоги
(по данным А.А. Люблинской).

При помощи прилагательных ребенок обозначает не только размеры предметов
(большой - маленький), но все чаще называет их цвет, форму, свойства и качества
(красный, круглый, чистый, сладкий)
По мере развития речи лексика ребенка не только обогащается, но и
систематизируется. У трехлетних детей объединение слов в группы происходит
преимущественно на основе тематического принципа (лиса – нора, гриб – лес). К
двум годам ребенок усваивает слова первой степени обобщения. В три года он
должен начать усваивать слова-понятия (одежда, посуда, мебель и т.д.) в пассивной
речи.
Хотя дети уже довольно свободно ориентируются в мире бытовых вещей,
окружающих их, они могут смешивать названия сходных предметов (кружка –
чашка), а также использовать одно слово для названия нескольких сходных
предметов: словом «шапка» называют фуражку, кепку, шляпу; словом «чашка» миску, стакан, кружку, тарелку и т.д.
Точно так же дети пользуются общим глаголом для обозначения разных, но
похожих действий: «идет» - человек, змея, птица. Почти не называют дети детали
сложных предметов: у машины – кузов, кабина, колесо; у стула – ножки, спинка и
т.д. Не выделяют части тела животных: у зверей – туловище, лапы, у птиц – перья,
крылья, клюв, у рыб – чешуя, плавники.
На третьем году жизни дети начинают овладевать словообразовательными
моделями. Раньше всего появляются слова с уменьшительно-ласкательными
суффиксами, чаще для образования имен: Машенька, Петенька. Появлению
данных моделей способствует запоминание народных песенок, где много
ласкательных суффиксов.
Грамматический строй
Третий год жизни характеризуется дальнейшим развитием грамматического
строя речи. По периодизации А.Н. Гвоздева, это второй этап второго периода (от 2
лет 1 месяца до 2 лет 6 месяцев) –этап использования системы окончаний и третий
этап второго периода (от 2 лет 6 месяцев до 3 лет) – этап усвоения служебных слов.
Вначале происходит усвоение наиболее частотных окончаний и дети пользуются

только одним вариантом, самым распространенным для образования той или иной
формы. Поэтому в речи детей встречаются ошибки, связанные с неусвоенностью
редких в употреблении форм. Так при изменении существительных в родительном
падеже множественного числа используется только окончание – ов (много
«платков, ложков, ножов»). «Не замечают» дети и других частных правил:
чередования согласных, «беглых» гласных («пекет» - печет, «пени» - пни,
«молотоком» - молотком).
В течение первого полугодия в речи детей регулярно появляются формы
косвенных

падежей

существительных:

винительного,

родительного,

творительного, предложного, дательного.
Глаголы настоящего времени употребляются в единственном и множественном
числе, кроме 2 лица множественного числа (дети еще не говорят взрослым «Вы»).
Появляются формы прошедшего времени глаголов, поначалу без согласования в
роде с существительными. Формирование согласования в роде усваивается
относительно поздно, к трем годам.
При употреблении прилагательных детьми также наблюдается смешение
окончаний мужского, женского и среднего рода.
Личные местоимения употребляются, включая и косвенные падежи: я, ты, меня,
мне, тебе, тебя, он, она, они, его, ее, их. К трем годам вводятся в речь наиболее
употребительные предлоги: на, в, под, за и другие.
К концу третьего года ребенок в основном усваивает многие грамматические
формы. Но в полной мере морфологическая система языка еще не усвоена. Большое
значение в развитии грамматического строя языка имеет не только слушание
грамматически правильной и фонетически точной речи, но и собственная практика
ребенка по использованию всех имеющихся в языке грамматических форм.
Связная речь
Связная речь ребенка на третьем году жизни только начинает формироваться. В
начале года малыш строит короткие простые предложения, но затем начинает
пользоваться сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. К
концу третьего года ребенок овладевает ситуативной связной речью, то есть может

рассказать о том, что он видел, что узнал, что он хочет. После двух лет малыш уже
способен воспринимать простые сказки, рассказы, отвечать на вопросы по их
содержанию. Связного пересказа большинство детей еще не дает. В этом возрасте
дети любят слушать одни и те же сказки, стихи и, после многократного
прослушивания, запоминают наизусть тексты и как бы читают их по книге.
Передать же своими словами текст сказки дети еще не могут. Трехлетние дети в
состоянии отгадывать несложные загадки, в тексте которых много информации и
есть намеки и подсказки, звукоподражания.
Произносительная сторона речи.
В течение третьего года жизни ребенка его звукопроизношение улучшается.
Некоторые дети к концу гогда начинают произносить все звуки чисто, у
большинства могут отсутствовать шипящие: Ш, Ж, Щ, Ч, которые заменяются
свистящими и звуком Т', а также звуки Л, Р, Р‫׳‬. Группа этих сонорных заменяется
или звуком Л', или Й, или опускается совсем.
Нормой для детей двух с половиной лет будет дифференцированное
произнесение твердых и мягких звуков Т, Д, Н, К, Г, Х, В, Ф, С, З то есть слова
«тапки» и «тяжелый», к примеру, будут произноситься по-разному, с твердым в
первом слове и мягким во втором слове звуками соответственно. Если же ребенок
к трем годам не имеет в речи твердых звуков Т, Д, Н, С, 3, можно говорить о
некоторой задержке в развитии его звукопроизношения.
Надо сказать, что количество правильно произносимых ребенком звуков стоит в
тесной связи с запасом активно используемых слов. Дети с большим запасом слов
больше

упражняются

в

произнесении

звуков,

у

них

совершенствуется

артикуляционный аппарат, развивается фонематический слух, и в результате таких
тренировок звуки приходят в норму.
Особенностью звукопроизношения в данный период является большое количество
смешений. Звуки, появляющиеся вместо заменителей, не сразу и не во всех словах
занимают свое место. Усвоение отдельных звуков длится месяц, других — более
двух месяцев, и в течение этого времени звук то появляется в слове, то опять
уступает место старому заменителю. При этом внимание к слову, старательное

выговаривание может даже помешать, тогда как спонтанное произнесение бывает
чистым.
Еще одна особенность, характерная для детей данного возраста, — появляющийся
интерес к звуковой форме слова, «рифмотворчество», как говорил К. И. Чуковский.
Это и бесконечное повторение одного и того же слова, и непрерывное
манипулирование

словом

путем

его

изменения,

и

составление

чисто

бессмысленных рифм и ритмов. Такое действие со словами явля¬ется мощным
средством

усвоения

звуковой

материальной

формы

слов,

развития

фонематического восприятия, укрепления артикуляционного аппарата. Можно
сказать, что ребенок сам себя тренирует в произнесении звуков помимо того, что
он пользуется осмысленной речью.
Голосовой аппарат детей третьего года жизни еще недостаточно окреп. Малыши не
умеют говорить шепотом, им трудно произвольно менять силу голоса. Речевое
дыхание характеризуется укороченным слабым выдохом (1,5—2 секунды.)
Фонематический слух
Без полноценного фонематического слуха, то есть способности различать все
фонемы языка, ребенок не овладеет чистым звукопроизношением. Ребенок к концу
второго года жизни слышит в чужой речи все фонемы родного языка, начинает
замечать чужие ошибки при произношении слов, но в собствен¬ной речи он
ошибок еще не замечает. К концу третьего года важным достижением в развитии
фонематического восприятия должно стать осознание собственного ошибочного
звукопроизношения.

Только тогда

ребенок

будет

в

состоянии

овладеть

нормальным произношением звуков.
Всего

ребенок

проходит

пять

этапов

по

овладению

полноценным

фонематическим восприятием (согласно периодизации Р.Е. Левиной).
На первом этапе полностью отсутствует дифференциация звуков; полностью
отсутствует как понимание речи, так и активная речь самого ребенка. Это
дофонематическая стадия развития речи.

На втором этапе возникает различение наиболее далеких фонем, но отсутствует
дифференциация близких. На этой стадии ребенок слышит звуки иначе, чем мы.
Произношение ребенка неправильное, искаженное. Ребенок не различает
правильного и неправильного произношения других людей, не замечает он и своего
произношения. Он одинаково реагирует как на правильно произносимые слова, так
и на слова, которые он сам произносит.
На третьем этапе происходят решающие сдвиги. Ребенок уже начинает слышать
звуки языка в соответствии, с их фонематическими признаками. Он узнает
неправильно произносимые слова и способен проводить различие между
правильным и неправильным произношением.
На четвертом этапе получают преобладание новые образы звуков. Активная речь
достигает почти полной правильности.
На пятом этапе завершается процесс фонематического развития. Ребенок слышит
и говорит правильно. На этом этапе ребенок перестает узнавать неправавильно
произносимые слова. У него формируются тонкие и дифференцированные
звуковые образы слов и отдельных звуков. Первые три этапа ребенок проходит в
раннем детстве до трех лет,

в

дошкольном

возрасте

он

проходит

два

последних этапа.
1. Планируемые результаты.
1. Самым важным отличием речи трехлетнего ребенка от двухлетнего является
почти полное отсутствие аграмматизмов в речи трехлетнего.
2. Связь слов в предложении налажена с помощью окончаний и предлогов,
употребляются союзы, используются все основные части речи.
3. Словарный запас характеризуется не только словами чисто бытовой тематики,
встречаются слова оценочного значения, словаобобщения. Ребенок уже оперирует
некоторыми родовыми понятиями.
4. Звукопроизношение еще не полностью соответствует норме. Отсутствуют
шипящие и сонорные. Твердые и мягкие звуки дифференцируются большинством
детей.

5. Слова со сложной слоговой структурой и со стечениями согласных могут
произноситься искаженно.
6.

Если у ребенка сформировано положительное отношение к книгам, он любит

слушать по многу раз знакомые сказки и стихи. Хорошо запоминает текст и
дословно воспроизводит его. Свободного пересказа своими словами еще на дает.
7.

Понимает несложные сюжетные картинки.

3. Учебный план программы «Весёлый язычок для детей от 2 до 3 лет»
Обучение воспитанников по программе «проводится по следующему
учебному плану (таблица 1).
Таблица 1
Учебные предметы, курсы,
дисциплины (модули),
иные компоненты
программы

Объем
учебной нагрузки по программе
Количество
занятий

Количество
часов

Раздел 1 Развитие импрессивной
речи

8

Раздел 2 Развитие экспрессивной
речи

8

Раздел 3 Развитие общей
моторики.

6

6 х 10 мин
=
60 мин

6

6 х 10 мин
=
60 мин

Раздел 5 Развитие артикуляционного
аппарата»

6

6 х 10 мин
=
60 мин

Всего в год:

34

340 мин

Раздел 4 Развитие слухового
восприятия

8 х 10 мин
=
80 мин
8 х 10 мин
=
80 мин

(5 часов 10 минут)

Перспективное планирование по разделам
1. Развитие импрессивной речи
Работа по развитию импрессивной речи ведется в соответствии с
лексическими темами, которые являются определяющими в планировании
работы по всем разделам программы:
Октябрь
1. Имя ребенка, имена детей группы, человек, кукла, части тела.
2. Семья.
3. Осень, изменения, происходящие осенью.
4. Овощи.
Ноябрь
1. Фрукты.
2. Одежда, обувь для осени.3.
3. Игрушки.
4.Посуда.
Декабрь
1.Домашние животные.
2.Домашние птицы.
3.Дикие животные.
4.Новогодние праздники.
Январь
1. Зима.
2 Зимние развлечения.
3. Вода, ее свойства.
4, Птицы зимой (городские) — ворона, воробей, синица.
Февраль
1. Машина, поезд.
2. Кораблик.
3. Самолет.
4. Профессии людей, которые управляют транспортом.

Март
1. Мама.
2. Повар, врач, воспитатель.
3. Части суток.
4.Дом, мебель.
Апрель
1. Весна.
2.Дикие животные весной.
3.Птицы весной.
Май
1. Деревья.
2. Цветы.
3. Насекомые.
За дачи на 1 -й к вартал
1. Формировать

умение вслушиваться в речь, «настраиваться» на

восприятие речи, давать ответные двигательные и звуковые реакции.
2. Накапливать словарь существительных, обозначающих окружающие ребенка
предметы.
3. Расширить предикативный словарь.
4.Понимать грамматические формы речи, существительные множественного
числа с окончанием Ы-И, вопросы косвенных падежей, вопросы «где?»,
«куда?», «откуда?»
5. Понимать предложные конструкции с предлогами В, НА, ПОД.
6. Понимать простые предложения типа: субъект + предикат, субъект +
предикат + объект действия.
7. Соотносить слова «один», «много», «ни одного» с соответствующим
количеством предметов.
8. Соотносить слова «большой», «маленький», «средний» с размером
предметов.

9. Понимать слова, обозначающие геометрические тела: кубик, шар, кирпич,
призма; геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
Задачи на 2-й квартал
1. Дальнейшее развитие словаря существительных: узнавать предметы по их
назначению (покажи то, чем ты будешь чистить зубы) или описанию (он
круглый, резиновый, прыгает, катится).
2. Активное

усвоение

предикативного

словаря,

понимание

фраз,

включающих инфинитив, повелительное наклонение глагола.
3.Понимание обобщающих понятий (игрушки, посуда, одежда).
4. Понимание грамматических форм: существительные множественного
числа с окончаниями А-Я; глаголы множественного числа настоящего времени.
5.Понимание предложных конструкций: с предлогами НА, В, ПОД, ЗА, У, С,
ПО, ИЗ.
6. Понимание прилагательных длинный — короткий, прямая —кривая.
7. Понимание слов, обозначающих геометрические тела: куб, кирпичик,
призма, цилиндр; геометрические фигуры: прямоугольник..
8. Понимание

числительных:

один,

два,

три,

половина,

меньше,

больше.
9. Понимание фразы типа: субъект + предикат + объект действия.
З а да ч и н а 3 - й к в а р т а л
1. Понимать и дифференцировать слова противоположного значения: день —
ночь, сними— надень, завяжи — развяжи, впереди — сзади, маленький —
большой.
2.Дифференцировать глаголы, сходные по семантике: подметает —чистит, лежит
— спит.
3.Понимать глаголы прошедшего времени женского и мужского рода: вымыл —
вымыла.
2.Понимать наречия, выражающие пространственные отношения: внизу —
вверху, далеко — близко.

3.Понимать предложные конструкции с предлогами: С, БЕЗ (например: «кто
идет с собакой», «кто идет без собаки»).
4.Дифференцировать возвратные и невозвратные глаголы: умыл —умылся.
5.Понимать вопросы к сюжетной картинке, прочитанной сказке.
Основное средство развития импрессивной речи — называние предметов,
явлений окружающего мира, их изображений. При введении слова в пассивный
словарь малыша желательно, чтобы ребенок обследовал предмет, обозначаемый
вводимым в словарь словом, используя все 5 органов чувств, вступив во
взаимодействие с этим предметом.
Приводим фрагмент занятия по развитию импрессивной речи у детей с
диагнозом «Задержка речевого развития».
Развитие экспрессивной речи
Ответственный момент в логопедической работе с детьми с задержкой речевого
развития — создание потребности подражать слову взрослого. Подражательные
реакции могут выражаться в любых звуковых комплексах. Необходимо создать
условия, в которых у ребенка появилось бы желание произносить одни и те же
звукосочетания неоднократно. В этот Период развития речи дети могут называть
игрушки, знакомые предметы, Действия, выражать свои желания в доступной
им звуковой форме.
Неправильно было бы пытаться «перескочить» этот естественный период в
развитии детской речи. Однако не следует расширять автономную речь детей.
Необходимо перейти к обучению словесным комбинациям при первой же
возникшей у ребенка возможности воспроизводить по подражанию хотя бы части
некоторых слов.
Вызывание речевого подражания тесно связано с практической деятельностью
ребенка (игрой, наглядной ситуацией). При этом очень важен эмоциональный
контакт с ребенком, определенный уровень понимания речи 'устойчивости
внимания, наличия подражательной мотивации.

Чтобы достичь нужного эффекта в активизации подражательной речевой
деятельности, надо начинать с развития подражательности:
1. Игровое упражнение «Сделай, как я»
2. Фонетическая ритмика. Позволяет ощутить вызываемый звук
кинестетически, поиграть с этим слогом, ввести этот слог в ритмические сочетания.
3. Игры по договариванию слов в стихотворениях, маленьких рассказах.
В формировании навыков звукопроизношения нужно идти за ребенком,
опираясь на моторные возможности его артикуляционного аппарата и
способность воспринимать звуковые характеристики фонемы.
Параллельно необходимо готовить фонематическое восприятие и моторные
функции артикуляционного аппарата к произношению более сложных по
способу образования звуков речи.
Вызванные звуки следует включать в слова
- элементарной слоговой структуры:
- использование детьми форм появившихся слов: панама — панамы.
- включение появившихся слов в элементарные предложения, предоставляя
ребенку образец фразы:
Развитие общей моторики.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями
крупнейших ученых. Коррекция речевых нарушений (как и речевое развитие
нормально развивающегося ребенка) начинается с формирования моторных
навыков, основных и общих развивающих движений. До трех лет ребенок
должен научиться правильно ходить, бегать, прыгать, ползать, действовать с
различными предметами, владеть руками, пальцами рук, выполнять движения в
соответствии с сопроводительным текстом, управлять мышечным напряжением,
организовывать движения в соответствии с ритмом звучания игрушек, хлопками,
звукоподражаниями, сопровождающими движениями.

В процессе движения ребенок естественно, без напряжения усваивает
колоссальный объем информации об окружающем мире. Мышечная радость —
основа возможности восприятия и переработки этой информации. В процессе
движений, сопровождаемых словами, решаются задачи речевого развития
малыша: развивается импрессивная речь, расширяется активный словарь,
формируются грамматические формы слов.
Таким образом, целенаправленный, систематический курс двигательных
упражнений, игр, заданий в сочетании с сопровождающим эти движения текстом
(лучше стихотворным) является мощным, а главное, естественным средством
воспитания правильной речи при нормальном ее развитии и в случаях
патологического формирования речевых функций.
Развитие мелкой моторики
Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее значение. Влияние
мануальных действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до
нашей эры в Китае. Пальцы наделены большим количеством рецепторов,
посылающих импульсы в центральную нервную систему. На кистях рук
расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно
воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По
насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе.
В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с
грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие
оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.
Нашей народной педагогикой созданы игры «ладушки», «сорока-белобока»,
«коза рогатая» и другие.
Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития
руки с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние
манипуляций рук на функции ЦНС. Простые движения кистей рук, пальцев
помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают

умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков,
а значит, развить речь ребенка;
Существуют самые разнообразные формы работы по развитию движений пальцев.
1. Статичные изображения пальцами предметов, образов окружающего мира:
фигуры из пальчиков «флажок», «киска»; движения сопротивления: игра «хомахомячок».
2. Движения пальцев, передающие динамические образы: «гармошка» —
раздвигание и сдвигание пальцев, лежащих на столе.
3.Активные движения пальцев в ритме сопровождающего игру текста в
стихотворной форме: «кулак-кулачок», «ладушки-ладошки».
4. Движения пальцев с предметами: карандашом, орехами, палочками,
маленькими резиновыми мячами, шнурами, резиновыми кольцами, пинцетом,
прищепками, бусинками.
5. Игры с мозаикой.
6.Пальчиковые игры с пластилином.
7. Игры с бумагой: рваная аппликация, складывание бумаги, скатывание бумаги
в шарик.
8. Действия с ножницами.
9. Действия с толстыми нитками.
10.Действия с крупой, семенами: пересыпание крупы из одной емкости в
другую, разбор разных видов крупы, выкладывание из крупы изображений на
пластилиновой поверхности,
11.Действия с водой: переливание воды из одной емкости в другую, игры с
пипеткой.
12.Действия с песком: пересыпание песка, лепка из сырого песка.
13.Действия с мелкими предметами, игрушками.
14.Действия с пуговицами: застегивание, расстегивание, выкладывание
пуговицами недостающих деталей в изображениях на бумаге.
15.Рисование на бумаге пальчиками.
16.Показ сказок пальчиками.

При проведении этой работы необходимо помнить о главном условии
успешности всех видов деятельности — ребенку должно быть интересно! У него
должна быть создана положительная мотивация для занятий пальчиковой
моторикой с предметами и без них.
Развитие слухового восприятия
Работа по развитию слухового восприятия осуществляется по четырем
разделам:
1. Воспитание неречевого слуха, внимания к звукам окружающего мира;
2. Игры со звучащими игрушками.
З. Воспитание речевого слуха, восприятие речи окружающих людей.
4. Формирование фонематического восприятия.
Дети раннего возраста различают неречевые звуки:
—по способу воспроизведения;
—по темпу повторяющихся звуковых сигналов;
—по их ритму;
—по силе звуковых раздражителей;
—по долготе звучания.
Игры распределены в порядке усложнения в соответствии с лексическими
темами. Для воспитания слухового внимания, способности дифференцировать
слуховые

раздражители

широко

используются звуковые

игрушки:

погремушки, колокольчики, свистульки, металлофоны, барабаны, бубны.
Ребенок раннего возраста дифференцирует звучание этих игрушек (начиная с
18-24 месяцев), показывает, что звучало, и, по возможности, называет
игрушку. Ребенок обязательно должен уметь сам производить звуки с помощью
игрушки.
Играя со звучащими игрушками, ребенок учится различать следующие звуки:
—долгие — короткие;
—высокие — низкие;
—громкие — тихие.

Ребенок учится передавать ритм, темп, силу звучания в соответствии с
предложенным игровым образом.
Воспитание речевого слуха является основным условием понимания речи и
готовит ребенка к экспрессивной речи, а при ее появлении — обеспечивает
перспективу формирования речевых компонентов: лексики, грамматики,
просодических компонентов.
При работе с неговорящими детьми вначале используется слухо-зрительное
восприятие, т. е. каждое слово произносится с несколько утрированной
артикуляцией. Внимание ребенка привлекается к Положению органов
артикуляционного аппарата в процессе произнесения того или иного слова.
Далее постепенно переходим к нормальному произнесению слов, а далее
прикрываем рот экраном, чтобы полностью исключить возможность узнавания
слова по положению органов артикуляционного аппарата,
В раннем возрасте начинает развиваться фонематический слух малыша. Дети
различают слова, отличающиеся одним-двумя звуками, такие как «МАМА» —
«НАНА», «БАМ» — «БОМ».
Дети на практическом уровне дифференцируют гласные: «КАП-КАП» —
«КУП-КУП», а также звонкие-глухие согласные («ПАПА-БАБА») и мягкиетвердые согласные («МОХ—МЕД»).
В Приложении (табл. 5) предлагается план игр по развитию слухового
восприятия.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».