Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад №18 Семицветик»
Обсуждено и принято
на педагогическом совете
протокол № 1 от 28 .08.2019
Утверждаю _______________
Н.В.Ленченко
заведующий МБДОУ
«ЦРР - детский сад
№18 «Семицветик»
Приказ № 102 от 28.08.2018
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Почитай-ка»
Срок реализации 1 год
Возраст детей: 5-6 лет
Составил: учитель начальных классов
Е.Л.Сафронова
ГО «Город Лесной»
2018 г.
Структура программы
1.
Пояснительная записка
2.
Планируемые результаты
3.
Учебный план дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы социально-педагогической
направленности « Почитай-ка»
4.
Календарный учебный график дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы социальнопедагогической направленности « Почитай-ка»
5.
6.
Содержание дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы социально-педагогической
направленности « Почитай-ка»
Квалификационная характеристика к педагогу дополнительного
образования
7.
Оценочные материалы
8.
Методические материалы
1. Пояснительная записка
Развитие речи ребенка - эта главная и приоритетная задача педагогов,
работающих
с
детьми
дошкольного
возраста.
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая
программа
социальнопедагогической
направленности
«Почитай-ка»
(далее
Программа)
ориентирует на общее всестороннее, гармоничное развитие ребёнка, на
обеспечение эмоционального благополучия, на полноценное владение
навыками осознанного чтения и на совершенствование устной речи. призвана
оказать помощь педагогу в организации занятий с дошкольниками по
обучению чтению.
Нормативно-правовая база.
Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в
Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от
17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования»;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.
№30384);
Письмо МО РФ № 06-1844 от 11.12.2006г. «О примерных требованиях к
программам дополнительного образования детей»;
Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008
Комплексная программа «Уральская инженерная школа», указ
губернатора Свердловской области от 6 октября 2014 года N 453-УГ
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об
утверждении СанПиН 2.4.1. 3049-13 «Санитарно-эпидимиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы
дошкольных образовательных организаций» от 15 мая 2013 года №
26ОБ.
Устав МБДОУ «ЦРР – детский сад №18 «Семицветик».
Вид
программы:
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
социально-педагогической
направленности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Почитай-ка» - это система занимательных занятий, направленных на то,
чтобы сделать для ребенка процесс обучения чтению увлекательным, привить
интерес к книге, вкус к самостоятельному чтению, способствовать
обогащению словарного запаса и развитию речи.
Цель Программы: создание условий для развитие активной
мыслительной деятельности дошкольников в процессе введения в звуковую
систему родного языка, обучения навыкам звукового анализа, формирования
слогового и слитного навыков чтения на уровне возможностей каждого
ребёнка.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих
задач:
образовательные:
- обучать правильному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению
целыми словами;
- учить определять место звука в трех позициях (в начале, середине и в конце
слова);
- учить определять количество слов в предложении и составлять предложения;
- учить называть слова с заданным звуком, слогом;
- учить читать прямые и обратные слоги, затем трёхбуквенные, односложные
и двусложные слова;
- учить ориентироваться на листе бумаги в линию;
- формировать умение проводить звуковой анализ;
- формировать умение интонационно выделять любой согласный звук в слове;
развивающие:
- обогащать словарный запас;
- развивать речь детей;
- развивать фонематический и речевой слух;
- развивать слуховое восприятие, произвольное внимание, память, мышление;
- развивать навык чтения целыми словами и небольшими предложениями;
- развивать умение различать на слух гласные, твердые и мягкие согласные;
- развивать мелкую моторику и координацию движений руки;
воспитательные:
- формировать позитивное эмоционально - ценностное отношение к родному
языку;
- воспитывать уважение и интерес литературе и чтению;
способствовать
развитию
аккуратности,
коммуникабельности,
любознательности.
В ходе реализации Программы дошкольники знакомятся со
следующими техниками:
складывание букв в слоги;
слоговое чтение;
осмысленное чтение слов в предложении.
Основной целью обучения является работа над звуковой культурой
речи, а основным содержанием – звуко - слоговой анализ слов. Работа по звуко
- слоговому анализу слов сочетается с работой по развитию речи, обучению
чтению, которая ведётся по всем направлениям.
Условия реализации программы.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Почитай-ка»» ориентирована на детей 5 – 6 лет.
Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами
воспитанников и их родителей, в группу набираются все желающие.
Состав группы не более 10 человек.
Периодичность занятий – два раза в неделю во вторую половину дня.
Длительность занятий – 25 минут
Занятия по программе начинаются с сентября и заканчиваются в мае, всего 72
занятия.
Формы организации деятельности детей на занятии: групповая,
индивидуальная, комбинированная.
Формы проведения занятия: занятие – игра, занятие – путешествие, конкурс,
показ инсценировок, диалог, викторина, экскурсия, самостоятельная и
практическая работа.
Принципы и подходы к формированию дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы.
Программа реализуется с учётом принципов дошкольного образования,
обозначенных в ФГОС дошкольного образования:
1. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится
активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом
образования;
2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
3. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
6. Осуществление образовательной деятельности по принципу усложнения
(постепенного и постоянного);
7. Интеграция различных направлений образовательного процесса областей в
соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
8. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй.
Данным
принципам
соответствуют
культурологический,
антропологический,
личностно-ориентированный,
средовой
и
деятельностный подходы к организации развивающего взаимодействия между
участниками образовательного процесса.
Основные характеристики речи детей от 5 до 6 лет.
Словарь.
В возрасте 5-6 лет словарь детей активно пополняется новыми словами.
К пяти годам запас слов ребёнка увеличивается до 2500-3000, к концу шестого
года жизни до 3000-4000. Это связано с интенсивным расширением
представлений об окружающем мире. Расширяется словарь обобщений,
особенно за счёт широких родовых понятий.
Грамматический строй речи детей.
На шестом году жизни речь детей становится более правильной. Они
достаточно хорошо образуют множественное число существительных (кукла
— куклы), изменяют слова с помощью уменьшительно-ласкательных
суффиксов (кукла — куколка). Быстро накапливается «математический»
словарь. Дети начинают согласовывать числительные с существительными
(одна кукла, две куклы). Уверенно согласуют притяжательные местоимения
(мой, моя, моё, мои) с существительными (моя кукла, мой мяч). Однако могут
быть затруднения при образовании некоторых существительных
множественного числа родительного падежа (чулок, носков, ботинок, тапочек
и т. д.).
Звуковая культура речи детей.
Речевой слух. Уровень развития речевого слуха ребёнка в возрасте пяти
лет позволяет ему:
контролировать
правильность собственной речи и речи
окружающих в произношении звуков и слов;
усваивать правила ударения в соответствии с традициями родного
языка;
выделять первый звук в слове, находить в слове место
определённого звука, определять последовательность звуков в односложных
словах (например, сок);
овладеть деление слова на слоги.
Речевое дыхание. Продолжает формироваться правильное речевое
дыхание с коротким вдохом и длительным выдохом. Дыхательная струя
становится длиннее, что позволяет ребёнку произносить на одном вдохе
фразу, состоящую из 5-6 слов. В противном случае может возникнуть
физиологическое заикание, когда ребёнку при нехватке воздуха приходится
прерываться по середине слова. Так появляются речевые запинки, которые
могут перейти в привычку.
Звукопроизношение. В этот возрастной период, некоторые дети ещё
могут испытывать сложности в произношении сонорных звуков [л], [р],
шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ], трудности употребления проявляются в
замене звуков ([р] на [л], [ш] на [с]), нестойкости употребления.
Словопроизношение. Детям доступно произношение слов сложной
звукослоговой конструкции. Из речи постепенно исчезают замена звуков и
сокращение слов. Успешно справляются с произнесением слов, в которых
имеются множественные стечения согласных (конструктор, экскурсия).
Связная речь детей.
В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие связной
речи — диалога и монолога. Для детей дошкольного возраста первостепенное
значение имеет овладение диалогической речью — необходимым условием
полноценного социального развития ребёнка. Развитый диалог помогает
ребёнку легко входить в контакт со взрослыми и сверстниками.
Монолог — более сложная форма речи, развитие и становление
которой требуют от ребёнка определённого уровня общего развития. К пяти
годам жизни ребёнка появляются лишь элементы монологической речи. В этот
возрастной период ребёнок начинает овладевать сложнейшей формой
сообщения в виде монолога-рассказа о пережитом и увиденном.
В связной речи дошкольников наблюдается явное преобладание
диалогической речи над монологической, особенно у детей до 5 лет. В речи
детей от 5 лет появляются элементы монологических высказываний, но они
ситуативны. Для правильного понимания, прослушанного необходимы
дополнительные вопросы - это означает, что монологические высказывания
старших дошкольников характеризуются тяготением к диалогу.
2. Планируемые результаты освоения Программы.
По итогам прохождения курса дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы социально-педагогической направленности
«Почитай-ка» дети должны:
- хорошо овладеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»;
- различать гласные и согласные звуки;
- самостоятельно называть слова с заданным звуком;
- различать на слух твёрдые и мягкие согласные;
- производить звуковой анализ слова;
- правильно ставить ударения в знакомых словах;
- различать ударные и безударные гласные;
- читать прямые и обратные слоги, трёхбуквенные слова;
- правильно, плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению
целыми словами;
- правильно составлять из букв разрезной азбуки слоги всех видов и слова
простой структуры;
- уметь составлять простые предложения и интонационно правильно
проговаривать их в соответствии со знаком на конце (.!?);
- составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;
- пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию);
- ориентироваться на странице тетради;
- проявлять любовь и интерес к чтению, родному языку.
3. Учебный план дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы социально-педагогической
направленности «Почитай-ка».
Старший возраст (5-6 лет)
Учебные предметы, курсы,
дисциплины (модули),
иные компоненты
программы
«Что я умею?»
Речь устная и письменная.
Читаем букву «А».
Читаем букву «У».
Читаем букву «О».
Читаем букву «М».
Учимся соединять буквы.
Читаем букву «С».
Учимся соединять буквы.
Учимся соединять буквы.
Учимся читать слоги.
Объем
учебной нагрузки по программе
Количество
занятий
1
Количество
часов
25 минут
1
25 минут
1
1
1
25 минут
25 минут
25 минут
1
25 минут
1
25 минут
Читаем букву «Х».
Учимся соединять буквы.
Учимся читать слоги.
Читаем букву «Р».
Учимся читать слова.
Большая буква в именах.
Читаем букву «Ш».
Учимся читать слова и
предложения.
Большая буква в начале
предложения.
Читаем и дифференцируем
«С-Ш». Знакомимся с
антонимами.
Читаем букву «Ы».
Знакомимся с
однокоренными словами.
Читаем букву «Л».
Знакомство с «много –
один».
Читаем и дифференцируем
«Л-Р».
Читаем букву «Н».
Знакомство с предлогами.
Читаем сами – закрепление
навыков чтения.
« !» знак в конце
предложений.
Учимся читать букву «К».
Продолжаем упражнять
«много-один».
Продолжаем учиться читать
знакомые буквы.
«!» знак в конце
предложений.
Читаем букву «Т».
Слова синонимы.
Читаем букву «И».
Твердые и мягкие звуки.
Однокоренные слова.
Читаем и дифференцируем
«И-Ы».
Читаем букву «П».
1
25 минут
1
25 минут
1
25 минут
1
25 минут
1
25 минут
1
25 минут
1
25 минут
1
25 минут
1
25 минут
1
25 минут
1
25 минут
1
25 минут
1
25 минут
1
25 минут
1
25 минут
Продолжаем учиться читать
и пересказывать.
Учимся изменять глаголы по
временам.
Читаем букву «З».
Продолжаем учиться читать.
Дифференциация звуков «СЗ».
Продолжаем учиться читать,
правильно отвечать на
вопросы.
Закрепляем «один-много».
Читаем букву «Й».
Знакомство с
прилагательным.
Продолжаем учиться читать.
«?» знак в конце
предложения.
Читаем букву «Г».
Однокоренные слова.
Продолжаем учиться читать.
Дифференциация звуков «ГК».
«?» знак в конце
предложения.
Читаем букву «В».
Закрепляем предлоги.
Продолжаем учиться читать.
Закрепление умения
изменять глаголы по
временам.
Дифференциация звуков «ГК».
Большая буква в именах
людей.
Продолжаем учиться читать.
Изменяем глаголы по родам.
Учимся читать букву «Д».
Продолжаем учиться
пересказывать текст.
Дифференциация звуков «ДТ».
Учимся составлять схемы
предложений.
1
25 минут
1
1
25 минут
25 минут
1
25 минут
1
25 минут
1
25 минут
1
25 минут
1
25 минут
1
25 минут
1
25 минут
1
25 минут
1
25 минут
1
25 минут
1
25 минут
Учимся читать букву «Б-Б,».
Составляем схемы
предложений.
Учимся образовывать
множественное число
существительных.
Различаем буквы «Б-П».
Отвечаем на вопросы.
Учимся задавать вопросы к
картинке.
Читаем и играем.
Читаем букву «Ж».
Звуки ж-ш, ЖИ, ШИ.
Читаем букву «Е».
Продолжаем учиться
отвечать на вопросы.
Продолжаем учиться читать
играя.
Учимся читать слова с Ь
знаком на конце.
Читаем слова с Ь знаком в
середине.
Читаем букву «Я».
Продолжаем учиться читать
знакомые буквы.
Учимся согласовывать
числительные с
существительными.
Читаем букву «Ю».
Закрепляем короткие слова
местоимениям.
Читаем букву «Ё».
Составляем слова из слогов.
Продолжаем читать букву
«Ё».
Закрепляем ударение в
словах.
Дифференциация звуков «ЕЁ». Закрепление
многозначных слов.
Учимся читать букву «Ч».
Закрепляем ударение.
Продолжаем учиться читать.
Разучиваем звуки С-Ч-Ш.
1
25 минут
1
25 минут
1
1
1
1
25
25
25
25
1
25 минут
1
25 минут
1
25 минут
1
1
25 минут
25 минут
1
25 минут
1
25 минут
1
25 минут
1
25 минут
1
25 минут
1
25 минут
минут
минут
минут
минут
Учимся находить главные
слова в предложении.
Читаем букву «Ц».
Составление схемы слов.
Дифференциация звуков «ЧЦ».
Различаем звуки «Ц-С».
Закрепляем словаопределения: какой? какое?
какая? какие?
Читаем букву «Э».
Закрепляем однокоренные
слова.
Продолжаем учиться читать,
играя.
Закрепление слов –
антонимов.
Читаем букву «Ф».
Большая буква в именах
существительных.
Продолжаем учиться читать,
играя. Составление
предложений с заданным
количеством слов.
Учимся читать букву «Щ».
Дифференциация звуков «ЧЩ, Щ-С».
Знакомимся с написанием чущу.
Знакомство с правилом
ча-ща.
Знакомство с правилом жиши.
Учимся читать слова с Ъ.
Учимся читать слова с Ъ и Ь
знаком.
Закрепляем умение
пересказывать текст.
Закрепление навыков чтения.
Играем со словами.
Повторение пройденного.
Итоговое занятие «В гостях у
бабушки Азбуки».
Итого
1
25 минут
1
25 минут
1
25 минут
1
25 минут
1
25 минут
1
25 минут
1
25 минут
1
25 минут
1
25 минут
1
25 минут
1
25 минут
1
1
25 минут
25 минут
1
1
1
1
25
25
25
25
70
минут
минут
минут
минут
29 часов 20 минут
4. Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы социально-педагогической
направленности «Почитай-ка». Старший возраст ( 5-6 лет) .
Месяц
№
заняти
я
сентяб
рь
№1
№2
№3
Тема
занятия
Теория
основные
теоретические
понятия
Практика
содержание
видов
деятельности,
форм и методов
«Что я
Выявить знания
Игра «Узнай букву».
умею?»
детей по чтению.
Игра «Подбери
речь устная Знакомство с
слово с этой
и письменная видами речи:
буквой». Игра
устная, письменная «Назови первую
(для чего нужна
букву имени своего
речь, для чего надо друга».
знать буквы).
Рисование знакомых
букв на песке и
песком на планшете
с подсветкой.
Читаем
Знакомство с
Игра «Подбери
букву «А»
кукольным героем слова с буквой «а».
по имени
Работа с букварем
Карандаш.
стр.4.
Знакомство с
-рассмотреть
картинки,
образом буквы,
артикуляция звука, определить позицию
звука «а» в их
характеристика
названиях.
звука, буквы.
-читать букву, водя
пальчиком по
горизонтали.
-составление
предложений с
использованием
картинок букваря.
Рисование образа
буквы песком и на
песке.
Читаем
Знакомство с
Игровое
букву «У» кукольным героем упражнение «Где
Незнайка.
спряталась буква
Знакомство с
«у»?
образом буквы,
№4
Читаем
букву «О»
артикуляция звука, Игра «Определи, где
характеристика
стоит звук «У»:
звука, буквы.
в начале, середине,
конце слова».
Работа с букварем
стр.5:
рассмотреть
картинки,
определить, где
стоит звук.
-чтение буквы:
учить водить
пальчиком по
вертикали.
-составление
предложений с
использованием
картинок букваря.
Рисование образа
буквы песком и на
песке.
Знакомство с
Игровое
образом буквы«О», упражнение «Узнай
артикуляция звука, букву» (из
характеристика
написанных многих
звука, буквы.
букв узнать А,У,О).
Игра «Передай мяч»
(назвать слово на
«О». передать мяч
другому).
Игра «Узнай звук»
(называю слово на а,
у, о, узнать
начальный звук,
назвать его).
Работа с букварем
стр.6.
-Чтение букв по
горизонтальным и
вертикальным
строчкам.
Игровое
упражнение «Бежим
по дорожке»
Читаем
букву «М».
Учимся
соединять
буквы.
№5
№6
Читаем
букву «С».
(учимся соединять
буквы).
Рисование образа
буквы песком и на
песке.
Карандаш в гостях Игровое
у детей.
упражнение
Знакомство с
«Назови слова
образом буквы,
на«М».
артикуляция звука, Игра «Назови, где
характеристика
спрятался звук» (на
звука, буквы.
определение
позиции звука).
Работа с букварем
стр.7.
-назвать картинки,
определить, где
стоит звук.
-составление
предложений с
использованием
картинок букваря.
Игровое
упражнение «Какое
имя кукле дать».
(подобрать имена со
знакомыми
буквами).
Чтение букв по
горизонтальным
линиям и
вертикальным
столбикам.
Игровое
упражнение на
соединение букв
«Бежим по
дорожке».
Рисование образа
буквы песком и на
песке.
Знакомство с
Игра «Угадай
образом буквы,
слово» (назвать
артикуляция звука, слово с нужным
звуком).
№7
Учимся
соединять
буквы
характеристика
звука, буквы.
Учимся
соединять
буквы
Учимся
читать слоги.
Объяснение
механизма чтения
слогов с
ориентировкой на
гласную в слоге.
Игровое
упражнение «Где
спряталась буква
«С»? (найти на
рисунке правильную
букву «С»)
Работа с букварем
стр.8.
Назвать картинки,
определить позицию
звука «с» в словах.
Игровое
упражнение «Найди
пару» (подобрать
каждой картинке
смысловую пару6
самолет-летчик,
сосна-зима, санигора, лиса-нора).
Игровое
упражнение «Бежим
по дорожке» (на
соединение букв в
слоги) стр.11,12.
Рисование образа
буквы песком и на
песке.
Незнайка в гостях у
ребят.
Игровое
упражнение «Узнай
буквы» (среди
многих букв узнать
знакомые).
Игровое
упражнение «Бежим
к букве» стр 13, 14
букварь
Чтение букваря.
Стр. 13,15,17 –
звуковой анализ
слогов.
Игровое
упражнение
«Составь слово»,
№8
октябр
ь
№9
(составление слов
по предложенным
слогам: в начале, в
конце слов).
Читаем
Знакомство с
Игра «Отыщи
букву «Х».
образом буквы,
нужную картинку»
Учимся
артикуляция звука, (со звуком «х»).
соединять
характеристика
Игровое
буквы
звука, буквы.
упражнение
Учимся
«Подбери слово со
читать слоги.
звуком «Х»
Работа с букварем
стр18. Рассмотреть
картинку, повторить
смех обезьянки,
обратить внимание
на знак в конце(!).
Чтение слогов.
Игровое
упражнение
«Бежим к букве».
Игра «Составь
слово». (составление
слов по первому
слогу).
Рисование образа
буквы песком и на
песке.
Читаем
Знакомство с
Игровое
букву «Р».
образом буквы,
упражнение «найди
Учимся
артикуляция звука, слово» -читаю
читать слова. характеристика
стихотворение
Большая
звука, буквы.
«Карр». Услышать
буква в
слово с нужным
именах.
звуком, запомнить
его. Назвать.
Игра «Лови, не
урони» - дети ловят
мяч, если услышат
новую букву, если
её нет, они мяч
отбивают.
Работа с букварем
стр.20-21.
№10
№11
Игровое
упражнение
«Догоняем букву».
Чтение слогов.
Составление
предложений со
словами из букваря.
Рисование образа
буквы песком и на
песке.
Читаем
Знакомство с
Игра «Собери
букву «Ш».
образом буквы,
чемодан» (дети
Учимся
артикуляция звука, отбирают картинки
читать слова характеристика
с заданным звуком
и
звука, буквы.
«м»).
предложения
Игра «Подари
. Большая
подарок» (дети
буква в
дарят подарок с
начале
новым звуком: я
предложения
дарю шубу. Я дарю
машину…)
.
Работа с букварём
стр.22.
-назвать слова со
звуком «Ш»,
выделяя его.
-чтение слогов,
слов, работа по
составлению
предложений с
заданным словом.
Игра «Буква
потерялась» ..ум,
…уба, …ар, ка…а.
Рисование образа
буквы песком и на
песке.
Читаем и
Знакомство с
Игрушка
дифференци понятием
медвежонок
руем С-Ш.
антонимы
помогает детям на
Знакомимся
занятии.
с
Игровое
антонимами.
упражнение
«Водичкалисточки». Буква С-
№12
№13
водичка (моем
руки), Ш –листочки
(качаются
листочки).
Игровое
упражнение «Кто в
домике живет»
(расселить жильцов
с-ш).
Работа с букварем
стр.23
Чтение слогов, слов,
предложений.
Игра «Скажи
наоборот»
(знакомимся с
антонимами).
Читаем
Знакомство с
Игровое
букву
образом буквы,
упражнение «Найди
«Ы».Знакоми артикуляция звука, слово» – дети на
картинках находят
мся с
характеристика
слова с новым
однокоренны звука, буквы.
звуком.
ми словами.
Игра «Поймай не
урони»- ловят мяч и
называют слово со
звуком «ы».
Работа с букварем
стр.24.
- Чтение слогов,
слов.
-подбор
однокоренных слов
к словам со
страницы.
Рисование образа
буквы песком и на
песке.
Читаем
Знакомство с
Игра «Я дарю тебе
букву «Л».
образом буквы,
словечко» -дети
Много –
артикуляция звука, подбирают слова в
один.
характеристика
начале, середине, в
звука, буквы.
конце.
Работа с букварем
стр.25.
№14
№15
Рассмотреть
картинку, подобрать
имена детям.
- Чтение слогов,
слов, текста.
Игровое
упражнение «многоодин».
Игра «Составь
слово» - по
предложенному
началу из букваря.
Рисование образа
буквы песком и на
песке.
Читаем и
Звуковой анализ
Игровое
дифференци слов.
упражнение «Не
ру
ошибись» (дети
ем Л-Р.
придумывают слова
с предложенными
буквами Л-Р).
Игра «Я дарю тебе
подарок»-дети дарят
лыжи, радио…
Работа с букварем
стр.26-27.
- Чтение слогов,
слов.
Звуковой анализ
слов.
Повторение игры
«Скажем наоборот»слова антонимы.
Читаем
Кукла из театра
Игровое
букву «Н».
«Мы в профессии упражнение «какое
Знакомство с играем» - портной имя кукле дать?» предлогами. (принёс ножницы) имена на «Н».
Знакомство с
Игра «Я дарю тебе
образом буквы,
словечко»артикуляция звука, подобрать слова с
характеристика
буквой.
звука, буквы.
Работа с букварем
стр.28-29.
Чтение слогов, слов,
предложений.
№16
ноябрь
№17
Игра «Где мяч»знакомство с
предлогами.
Читаем сами Знакомство с
Работа с букварем
–закрепление восклицательным
стр.30.
навыков
знаком
Игра «Много-один».
чтения. !
Игровое
знак в конце
упражнение
предложений
«Подбери слово по
.
его началу».
Чтение слов,
предложений.
Обыгрывание
картинки из
букваря.
Учимся
Мульти
Игровое
читать букву презентация:
упражнение «Какое
«К».
«Герои
имя лучше дать» Продолжаем мультфильмов в
подобрать имена на
заданную букву.
запоминать с гостях у ребят»
Игра «Кто где
понятием
Знакомство с
живет» - отобрать
«многообразом буквы,
один».
артикуляция звука, сколько тех
жильцов, которые
характеристика
начинаются на «К»,
звука, буквы.
с «К» в середине, в
конце.
Игра «Продолжи
говорить слова» подбор слов с
буквой.
Чтение букваря
стр.31.
Чтение слогов, слов,
предложений.
Составление
предложений по
картинкам букваря
на закрепление
правильного
употребления
предлогов.
Рисование образа
буквы песком и на
песке.
№18
Продолжаем Восклицательный
учиться
знак в конце
читать
предложений.
знакомые
буквы. «!»
знак в конце
предложений
.
Использование
кукольного театра
«Теремок».
Игровое
упражнение «Скажи
ласково» - норканорочка, куклакуколка…
Игровое
упражнение на
определение
позиции звука в
слове «Где
спряталась буква».
Работа с букварем
стр.32.
Чтение слогов.
Слов. Предложений.
Составление
предложений с
использованием «!»
знака в конце.
Хоровое и
индивидуальное
чтение слов.
Знакомство с
Игровое
образом буквы,
упражнение
артикуляция звука, «Догоняем букву».
характеристика
Игра «найди слово»
звука, буквы.
- найти предметы
вокруг с этой
буквой, определить
позицию.
Чтение букваря
стр.33.
Игровое
упражнение «Я
начну, а ты
продолжи» на
подбор слов
синонимов.
Рисование образа
буквы песком и на
песке.
№19
Читаем
букву «Т».
Слова
синонимы.
№20
Читаем
букву «И».
Твердые и
мягкие
звуки.
Однокоренн
ые слова.
Знакомство с
образом буквы,
артикуляция звука,
характеристика
звука, буквы.
№21
Читаем и
дифференци
ру
ем «И-Ы»
Дифференциация
«И –Ы»
Игровое
упражнение «И
Мишка…» - у Лены
ручка и у Мишка
ручка., …
Игровое
упражнение
«Помоги букве стать
мягкой» - слиг-сми,
син-сли и т.д.
Чтение
букварястр.35.
Чтение
вертикальных
столбцов.
Игровое
упражнение
«Измени слово» однокоренные
слова.
Пересказ текста из
букваря стр.35.
Рисование образа
буквы песком и на
песке.
Игровое
упражнение
«Собери чемодан» на дифференциацию
звуков.
Составление слов
предложенному
началу.
Работа с букварем
стр.35-36.
Звуковой анализ
слов: кино,
картинки.
Составление
предложений с
этими словами.
Хоровое чтение
текста стр.36.
Пересказ текста.
№22
№23
№24
Читаем
букву «П».
Использование
куклы из театра
«Мы в профессии
играем» - повар.
Знакомство с
образом буквы,
артикуляция звука,
характеристика
звука, буквы.
Игра «Назови пару»
- дети в кругу,
бросаю мяч называю
твердую согласную,
дети называют её
мягкую пару: П-П,,
С-С,, и т.д.(пить,
плясать, петь,
прыгать, ползать,
плакать, прятаться.
Подпрыгивать,
пугать.
Работа с букварем
стр.37.
Игровое
упражнение «Что
изменилось?» - со
словами букваря.
Продолжаем Обучение
Чтение слов с доски.
учиться
изменению
Игровое
упражнение «Что
читать и
глаголов по
было? Что будет?» пересказыват временам.
изменение глагола
ь. Учимся
по временам. Чтение
изменять
букваря стр.38
глаголы по
Игра «Кто
временам.
быстрее?» составление слов по
предложенному
началу.
Чтение текста.
Анализ текста,
пересказ.
Звуковой анализ
слова «рас-пи-лили»
Читаем
Знакомство с
Игра «Поймай, не
букву «З»
образом буквы,
урони»-дети стоят в
артикуляция звука, кругу, ловят мяч,
характеристика
называют слово с
звука, буквы.
новым звуком и
определяют его
положение.
Игра «Кто быстрее»
- составление слов
по началу слогов из
букваря стр.39
Чтение текста,
работа с
предложением из
текста.
Игровое
упражнение
«Смотри не
ошибись» составление
предложений со
словами со
страницы букваря, с
разным положение
слов.
Рисование образа
буквы песком и на
песке.
декабр
ь
№25
Продолжаем
учиться
читать.
Дифференци
ация звуков»
С-З»
Дифференциация
звуков» С-З»
Игровое
упражнение «Будь
внимательным» услышишь «с»умывайся,
услышишь «з»ползи.
Игра «Посылаю
письмо»-дети
подбирают слова со
звуком «С» или «З»,
адресуют другим
детям, те называют
звук и его позицию
в слове.
Работа с букварем
стр.40.
Чтение текста.
Игровое
упражнение
«Язычок играет»чтение сложных
слов.
Игра «Что
изменилось»-
№26
Продолжаем
учиться
читать,
правильно
отвечать на
вопросы.
Закрепляем
один-много.
Единственное и
множественное
число.
№27
Читаем
букву «Й».
Знакомство с
прилагательн
ым.
Знакомство с
образом буквы,
артикуляция звука,
характеристика
звука, буквы.
Знакомство с
прилагательным.
изменение слов с
изменением «с-з».
Составление
предложений с
новыми словами.
Незнайка задаёт
вопросы.
Игровое
упражнение
«Измени слово» множественное
число в
именительном и
родительном
падежах.
Чтение слов с доски.
Составление
предложений с
этими словами (в
начале, середине, в
конце
предложения).
Чтение букваря
стр.41.
Анализ текста.
Игра «Буква
потерялась» вставить букву с-з
по смыслу.
Игра Чтение слов с
доски.
Игра «Найди пару»соединить слова
схожие по смыслу.
Работа с букварем
стр.42.
Рассматривание
картинки,
составление
рассказа по этой
картинке.
Чтение текста.
№28
№29
Составление
предложений со
словами.
Игровое
упражнение
«Какой? Какая?
Какое? Какие?»
Продолжаем Вопросительный
Игровое
учиться
знак в конце
упражнение
читать. «?»
предложения.
«Ответь на мой
знак в конце
вопрос», используя
предложения
слова какой, какая,
.
какое, какие задаю
вопрос, дети
отвечают.
Игра «Задай вопрос
по картинке».
Чтение букваря
стр.44.-читают
вопросы, отвечают
на них, используя
все виды
предложений.
Игровое
упражнение «Мой,
мои».
Читаем
Знакомство с
Игра «Кто больше
букву «Г».
образом буквы,
слов назовет с
Однокоренн артикуляция звука, буквой «Г».- две
ые слова.
характеристика
команды
звука, буквы.
соревнуются в
подборе слов с
новой буквой.
Игровое
упражнение
«Рассели жильцов» дети распределяют в
дома жильцов с
буквой «Г» в начале,
середине, в конце.
Чтение букваря
стр.45.
Чтение текста,
анализ
произведения.
№30
№31
№32
Чтение слов в
столбцах.
Игра «Укрась
дерево» - подбор
однокоренных слов.
Продолжаем Дифференциация
Работа с букварем
учиться
звуков» Г-К». «?»
стр.46.
читать.
знак в конце
Чтение слов, текста.
Чтение вопросов к
Дифференци предложения.
тексту.
ация звуков»
Зарядка для язычка.
Г-К». «?»
Игровое
знак в конце
упражнение «Задай
предложения
вопрос» - дети
.
задают вопросы по
картинке.
Читаем
Использование
Игровое
букву «В».
куклы из
упражнение
Закрепляем
кукольного театра «Подбери слова» предлоги.
«Мы в профессии из серии картинок с
изображением
играем» - врач.
предметов выбрать
Знакомство с
те, где есть новый
образом буквы,
артикуляция звука, звук.
Игра «какое имя
характеристика
кукле дать?»звука, буквы.
подобрать имя на В.
Работа с букварем
стр.47-48.
Чтение слов,
предложений
рассказа.
Игровое
упражнение «Кто
где?»- нахождение
предлогов в
рассказе.
Зарядка для язычка.
Продолжаем Обучение анализу Чтение слов с доски.
учиться
произведения
Игровое
читать.
упражнение
Закрепление
«Подумай и
умения
измени»- на
изменение глаголов
изменять
по временам.
глаголы по
временам.
январь
№33
Дифференци
ация звуков
«Г-К».
Большая
буква в
именах
людей.
Большая буква в
именах людей.
№34
Продолжаем
учиться
читать.
Изменяем
глаголы по
родам.
Изменение
глаголов по родам.
Работа с букварем:
чтение слов, текста.
Анализ
произведения.
Зарядка для язычка.
Составление
предложений со
словами из букваря.
Артикуляционная
разминка
(поговорка,
скороговорка).
Чтение слогов до
целого слова
подговариванием.
Чтение слов с доски,
составление из них
предложений с
обговариванием
большой буквы в
начале предложения
и именах людей.
Чтение букваря
стр.49.
Работа с текстом.
Игра «Кто звонил?»составление имен из
слов.
Игровое
упражнение «Сложи
рифму»,дочкапочка-ночка-бочка и
т.д.
Чтение букваря
стр.50.
Пересказ рассказа
«Рисунки».
Игровое
упражнение «Сложи
правильно на
изменение глаголов
по родам».
Игровое
упражнение
«Составь слово» -
№35
№36
№37
составление слов по
предложенным в
таблице слогам.
Игра «Буква
заблудилась».
Игра «Кто
быстрее»-придумать
слова к слогам на
стр.50.
Учимся
Знакомство с
Игровое
читать букву образом буквы,
упражнение
«Д».
артикуляция звука, «Благоустраиваем
Продолжаем характеристика
букву».
учиться
звука, буквы.
Игра «Назови имя, в
пересказыват
котором есть звук
ь текст.
«д». Игра «Доскажи
словечко».
Дети подбирают
слова к слогам с
новыми звуками.
Чтение букваря
стр.51
Пересказ рассказа в
«В саду».
Рассказывае Обучение
Артикуляционная
м букву Д-Т. составлению
зарядка.
Учимся
Игровое
схемы
составлять
упражнение
предложения.
схемы
«Замени букву»предложений
заменить букву и
.
определить её
значимость: трудпруд-прут…
Чтение букваря
стр.52
Подбор слов по
началу.
Чтение рассказа «
Два шалуна».
Составление схемы
предложений с
записью в тетради.
Учимся
Знакомство с
Игровое
читать букву образом буквы,
упражнение
,
«Б-Б ».
артикуляция звука,
Составляем
характеристика
схемы
звука, буквы.
предложений
. Учимся
образовывать
множ.число
существител
ьных.
№38
Различаем
буквы Б-П.
Отвечаем на
вопросы.
Учимся
задавать
вопросы к
картинке.
Дифференциация
«Б – П».
«Благоустраиваем
букву».
Игра «Кто больше
назовёт слов с
новым звуком»определение его
позиции в слове.
Чтение букваря
стр.53
Образование
множественного
числа
существительного.
Составление
предложений со
словами на стр.53,
запись схем этих
предложений.
Артикуляционная
зарядка.
Игровое
упражнение «Чем
мы отличаемся»-на
различие звуков.
Чтение букваря
стр.54-55
Пересказ рассказа
«Грибники».
Игровое
упражнение «Ответь
на вопрос», «Задай
вопрос по картинке»
Игра «Какое слово я
задумал»составление слов с
одинаковым
концом: бан-ка, палка, пил-ка…
№39
Читаем и
играем
№40
Читаем
букву «Ж»
Образование
прилагательных от
существительных.
Дифференциация
«Б – П».
Чтение букваря
стр.56-57
Игра «Я люблю суп
из … (из грибовгрибной, из мясамясной, из лукалуковый
Игра «Какую
кличку кошке
дать?»
Игровое
упражнение на
умение подбирать
клички животным.
Игра «Подарки»дифференциация
звуков Б-П, дети
объединяют
подарки в две
группы с буквой П и
Б.
Использование
Игра «Кто больше» куклы Карандаш.
подбор слов с
Знакомство с
новым звуком,
образом буквы,
определение
артикуляция звука, позиции буквы в
характеристика
слове.
Игровое
звука, буквы.
упражнение
«строим дом» составление схемы к
слову жук, лужа.
Игра «Составь
слово» - из слогов
составляем слова:
лужа, сажа,жара, ..
Игра «Жуки» детям раздаются
картинки, только те
летят в домик в
названии которых
есть звук ж.
Рисование образа
буквы песком и на
песке.
феврал
ь
№41
Звуки ж-ш,
ЖИ, ШИ
№42
Читаем
букву «Е».
Продолжаем
учиться
отвечать на
вопросы.
№43
Продолжаем
учиться
читать играя
Знакомство с
правописанием
ЖИ-ШИ.
Чтение стр.60, 59
Составление звуков
ж-ш, ж-з.
Составление схем к
словам Лу-ша, лужа.
Составление
предложений со
словами из букваря
стр.60.
Знакомство с
правописанием
ЖИ-ШИ.
Игра «Много-один»
- нож-ножи, лужалужи, кожа-кожи,
малыш-малыши…
Чтение
индивидуальных
карточек.
Знакомство с
Игра «Загадкиобразом буквы,
складки»-дети
артикуляция звука, подбирают рифмы к
характеристика
словам.
звука, буквы.
Чтение букваря
стр.61-62.
Игровое
упражнение «Ответь
правильно»отвечать на вопросы
букваря стр.62.
Игра «Командир»образование
повелительного
наклонения.
Рисование образа
буквы песком и на
песке.
Знакомство с
Заучивание
понятием пересказ. скороговорки.
Игра «Закончи
слово» -чтение в
букваре стр.63
слогов, побор слов к
этим слогам.
№44
№45
Чтение рассказа
«Белка».
Пересказ с
элементами
драматизации.
Запись рассказа
схемами в тетради.
Игра «Кто
быстрее»-подбор
однокоренных слов
к слогам: кот, белка.
Учимся
Знакомство с
Игровое
читать слова образом буквы,
упражнение «Найди
с Ь знаком на артикуляция звука, слово» -дети
выделяют слова с ь
конце
характеристика
знаком в конце из
звука, буквы.
текста.
Игровое
упражнение
«Измени слово»кон-конь, ходитходить…
Чтение таблицы со
словами типа –моль
Чтение букваря
стр.64 Составление
схемы к словам с ь
знаком на конце.
Читаем слова Знакомство с
Артикуляционная
с ь знаков в
образом буквы,
гимнастика
середине
артикуляция звука, (скороговорка).
характеристика
Игровое
звука, буквы.
упражнение
«Прочти имя» -сенька, коль-ка, вань-ка,
сонь-ка..
Игровое
упражнение
«Дополни
предложение»-дети
заканчивают
предложение
словами с Ь знаком:
Мы танцевали
польку.
№46
№47
№48
Коллективное
чтение букваря
стр.66-67- с
выделением слов с ь
знаком.
Читаем
Знакомство с
Сравнительный
букву «Я»
образом буквы,
анализ слов: малартикуляция звука, мял; мать-мять.
Чтение слоговой
характеристика
таблицы, подбор
звука, буквы.
слов по началу.
Чтение букваря
стр.68-69.
Пересказ рассказов
«Мода», «Зоя и
валя».
Составление схем к
словам: семья, Оля.
Рисование образа
буквы песком и на
песке.
Продолжаем Согласование
Незнайка в гостях у
учиться
числительных с
ребят.
читать
существительными Анализ слов: вяжет,
знакомые
.
семья.
буквы.
Игра «Составь слово
Учимся
и предложение с
согласовыват
заданным
ь
количеством
числительны
слов:2,3,4» .
ес
Чтение букваря стр.
существител
70-71
ьными.
Анализ
рассказов»Наша
яблоня», «Дикая
яблоня».
Игровое
упражнение «Кто
первый добежит до
домика»-команды
подбирают слова с
новым звуком.
Читаем
Знакомство с
Игровое
букву «Ю».
образом буквы,
упражнение «Узнай
Заменяем
артикуляция звука, и назови»- из текста
слова
характеристика
местоимения звука, буквы.
м.
Знакомство с
понятием
«местоимение».
март
№49
Читаем
букву «Ё».
Составляем
слова из
слогов.
№50
Продолжаем
читать букву
Ё.
Закрепляем
ударение в
словах.
дети выделяют
слова с новым
звуком.
Чтение букваря стр.
72
Обыгрывание слов и
слогов на странице
букваря:
составление новых
слов и предложений.
Употребление
местоимений.
Знакомство с
Игровое
образом буквы,
упражнение:
артикуляция звука, размести слова в
характеристика
домике – на
звука, буквы.
определение
позиции звука:
начало, конец,
середина.
Чтение слов с
буквой Ё: воз-вёз,
вол-вёл, нос-нёс.
Чтение букваря стр.
74
Пересказ
рассказа»Дети и
ёж».
Игра «Составь
слово» -слоги на
стр.75
Игра «Весёлый
Лёва» - изменить в
словах Ё на О и
наоборот.
Рисование образа
буквы песком и на
песке.
Закрепление
Заучивание
понятия
скороговорки с
«ударение».
новым звуком.
Чтение и сравнение
слов на странице
букваря76 -воз-вёз,
вол-вёл, нос-нёс.
№51
Дифференци
ация звуков
«Е-Ё».
Закрепление
многозначны
х слов.
Знакомство с
понятие
«многозначные
слова».
Составление
предложений с
этими словами
Чтение букваря стр.
77
Игровое
упражнение «У кого
кто?» чтение слов с
доски, определение
ударения в этих
словах.
Сравнение слов:
замоI к-за I мок, гво I
здики- гво зди I ки.
Игровое
упражнение
«Собери жильцов» слова с Е и Ё.
Игровое
упражнение «Кто
быстрее?»-называю
слова с Еи Ё ,
выкладывают
дорожку из фишек
красного и желтого
цвета. Первый
доходит до домика
тот, кто не
ошибается.
Чтение букваря
стр.78-79
Пересказ рассказа
«Ёж и кот».
Игровое
упражнение «Кто
это сделал?»поставить
местоимения к
глаголам на стр.79.
Игра «Не ошибись»
дети выделяют
партии с
многозначным
значением: лук,
замок, глаз.
№52
Учимся
читать букву
«Ч».
Закрепляем
ударение.
Знакомство с
образом буквы,
артикуляция звука,
характеристика
звука, буквы
(всегда мягкий).
№53
Продолжаем
учиться
читать.
Главные слова в
предложении.
Игровое
упражнение
«Волшебные
строчки»-на чтение
рифмованных
строчек.
Игровое
упражнение
«Разместим
жильцов домики»размещение слов с
разной позицией
звука: начале,
середине, в конце
слова.
Чтение букваря
стр.80-81
Составление
предложений со
словами в столбцах,
определение
ударения в словах.
Игра «Поймай
рифму»-подбирают
слова грач-врач,
дочка-ночка, кочкабочка…
Игра «Составь
слово»-составление
слов из
разбросанных
слогов.
Игровое
упражнение
«исправь ошибку»дети исправляют
ошибку в
предложений.
Рисование образа
буквы песком и на
песке.
Игровое
упражнение
«Прочти не
ошибись»-чтение
Разучиваем
звуки С-ЧШ. Учимся
находить
главные
слова в
предложении
.
№54
Читаем
букву «Ц».
Составление
схемы слов.
слов со звуками СЧ-Ш.
Чтение букваря
стр.82-83
Отвечаем на
вопросы к тексту.
Чтение текста на
доске. Определение
главных с лов в
предложении.
Запись предложений
в тетрадь схемой.
Заучивание
скороговорки
«Шубка овечки
теплее любой
ночки».
Знакомство с
Игровое
образом буквы,
упражнение
артикуляция звука, «Поймай слово» дети из текста
характеристика
выделяют слова с
звука, буквы.
новым звуком.
Игровое
упражнение
«Расселяем
жильцов»- на
определение
позиции звука в
слове.
Чтение букваря
стр.85
Игровое
упражнение «одинмного» - на
получении
множественного
числа
существительного.
Работа в тетрадях –
составление схем к
словам. Чтение
слоговой таблицы
«наборщик».
№55
Дифференци
ация звуков
«Ч-Ц».
Объяснение
дифференциации
звуков «Ч-Ц».
№56
Различаем
Объяснение
звуки Ц-С.
дифференциации
Закрепляем
звуков «С-Ц».
словаопределения:
какой?
какое?
какая?
какие?
Рисование образа
буквы песком и на
песке.
Артикуляционная
разминка
«Волшебные
строчки».
Заучивание
скороговорки.
Сравнительный
анализ слов на
основе загадок:
синица-синичка,
яйцо-яичко.
Чтение букваря
стр.86
Отгадывание
загадки.
Игровое
упражнение «Кто
быстрее?» составление слов с
предложенными
слогами.
Чтение рассказа
«Подарок».
Пересказ рассказа.
Игровое
упражнение «Найди
главные слова».
Игровое
упражнение «Кто
больше подберет
картинок» -со
звуком ц-с.
Чтение букваря
стр.87
Чтение
предложений со
словами из букваря.
Чтение и пересказ
рассказа «Зиме
конец».
апрель
№57
№58
Отгадывание
загадок.
Работа по картине
«Весеннее солнце»найти слова
определения.
Читаем
Знакомство с
Игра
букву «Э».
образом буквы,
«Благоустраиваем
Закрепляем
артикуляция звука, букву» - на что
однокоренны характеристика
похожа буква Э.
е слова.
звука, буквы.
Игровое
упражнение
«Прочти и помести
в домик» - на
определение
позиции звука в
словах.
Чтение букваря
стр.84
Отгадывание
загадок на
страницах букваря
Игровое
упражнение
«Собери букет» - на
подбор
однокоренных слов.
Рисование образа
буквы песком и на
песке.
Продолжаем Слова – антонимы. Игровое
учиться
упражнение
читать играя.
«Поймай рифму»
Закрепление
Игра «Кто в домике
слов –
живет» -на
антонимов.
применение
местоимений он,
она, они, оно
Чтение текста с
доски, анализ
текста.
На основе текста
игровое упражнение
«Замени слово» -на
№59
№60
использование словантонимов.
Игровое
упражнение «Одна
семья»-составление
предложений на
одну букву.
Читаем
Знакомство с
Игровое
букву «Ф».
образом буквы,
упражнение
Большая
артикуляция звука, «Доскажи» буква в
характеристика
договаривание слова
именах
звука, буквы.
предложенному
существител
началу.
ьных.
Чтение слоговой
таблицы.
Игровое
упражнение «Мои
друзья».
Игровое
упражнение «Буква
затерялась» -на
знание большой
буквы в именах
собственных.
Чтение букваря
стр.88
Пересказ рассказа
«Светофор».
Рисование образа
буквы песком и на
песке.
Продолжаем Закрепление
Игра «Составь
учиться
понятия –
предложение» читать играя. предложение.
составление
Составление
предложения с
предложений
заданным
с заданным
количеством слов,
количеством
используем
слов.
картинки, игрушки,
таблицы.
Чтение букваря
стр.89
Анализ и пересказ
рассказа.
№61
№62
Игровое
упражнение
«Подбери слова к
картинке»- подбор
слов-определений.
Учимся
Знакомство с
Игровое
читать букву образом буквы,
упражнение
«Щ».
артикуляция звука, «Благоустраиваем
Дифференци характеристика
букву».
ация звуков
звука, буквы.
Игровое
«Ч-Щ, Щ-С».
упражнение
«Собери чемодан»различие букв Щ-ЧС.
Чтение букваря
стр.90-91
Составление схем к
словам: щенок,
роща.
Рисование образа
буквы песком и на
песке.
Знакомимся Объяснение
Карандаш в гостях у
с написанием правописания ЧУ – ребят
чу-щу
ЩУ.
Игровое
упражнение
«Доскажи словечко»
-Я ботинки…чищу.
Я тащу…. Большую
щуку. Чудо юдо
рыба кит.
Работа в тетради 6
запись правила-чущу.
Игровое упражнеие
«Буква потерялась»
на доске текст, в
некоторых словах
потерялась буква, её
надо вставить.
Игровое
упражнение
«Слоговая таблица»
- чтение слов
май
№63
Знакомство с Знакомство с
правилом
правилом ЧА –
ча-ща
ЩА.
№64
Знакомство с Знакомство с
правилом
правилом ЖИ –
жи-ши
ШИ.
№65
Учимся
читать слова
сЪ
Разделительный
твёрдый знак –
буква Ъ.
используя таблицу
на доске.
Чтение букваря
стр.91
Запись в тетради.
Игровое
упражнение «Буква
затерялась»вставить
пропущенную букву
на правило
Индивидуальная
работа : в тетради у
каждого ребенка
напечатаны слова с
пропущенной
буквой на правило,
вставить букву со
словами, составить
предложение.
Чтение букваря
стр.86-92-найти
слово с правилом.
Запись в тетради
Чтение слов с доски
на новое правило.
Игровое
упражнение
«Поможем кукле
койе»-восстановить
письмо. В котором
Буквоежка съел
буквы на новое
правило.
Игровое
упражнение «Найди
слово»- в столбцах
на доске дети
находят слова с
новым правилом
Игровое
упражнение «Что
изменилось?» - дети
читают столбики
№66
Учимся
Слушание сказки
читать слова про Ъ и Ь знак.
сЪиЬ
знаком.
Закрепляем
умение
пересказыват
ь текст.
№67
Закрепление
навыков
чтения
Закрепление
понятия
«местоимение».
Схема
предложения.
слов с Ъ знаком и
без него.
Сравнивают,
анализируют,
делают вывод: Ъ
знак обозначает
разделение букв
Чтение слов в
букваре стр.93
Составление
предложений с
этими словами
Чтение текста с
доски с Ъ знаком.
Игровое
упражнение «Узнай
слово» - дети в этих
сказках находят
слова с ь и ъ
знаками, называют
их.
Игровое
упражнение «Вставь
букву» -текст на
доске, дети его
читают, вставляют
пропущенный ъ или
ь знак.
Знакомство с
пословицей в
букваре: конец всему делу венец!
Чтение букваря стр.
94-95
Игровой момент
«Научим куклу
Машу читать»
Индивидуальное
чтение текстов в
букваре (у каждого
свое задание)
Игровое
упражнение
«Составь
предложение»- дети
№68
Играем со
словами
№69
Закрепление
пройденного
материала.
№70
Итоговое
занятие «В
гостях
бабушки
Азбуки»
составляют
предложение по
схеме: Х______. L
х______. L___х.
Игра «Замени
слово» - закрепляем
знания о
местоимениях.
Герои кукольного
театра «Колобок» в
гостях у ребят.
Игровые
упражнения и игры
со словами: подбор
однокоренных слов,
слов антонимов,
синонимов.
Игры на
определение слогов
в словах, букв в
словах, гласных и
согласных.
Подбор слов с
определенной
буквой в начале, в
конце, середине
слова.
Игры по желанию
детей.
Чтение текста
жужащим чтением.
Артикуляционная
разминка.
Упражнение
«Давайте вспомним
Алфавит». Чтение
слогов в таблице,
составление из них
слов. Игра «Что
лишнее» - дикие и
домашние
животные. Чтение
предложений с
соответствующей
интонацией.
Всего за
год
70
занятий
-
-
Звуковой анализ
заданного слова.
Игра с
использованием
модели слов
«Составь
предложение».
Индивидуальное
чтение текста на
карточках –
заданиях.
-
5. Содержание, формы, методы и средства образовательной
деятельности по освоению воспитанниками дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы социальнопедагогической направленности «Почитай-ка».
Содержание Программы:
1.Звуки
Раскрывается понятие «звук», проводится работа с органами
артикуляции, по произнесению звука. Проводится работа по его условному
обозначению.
* Акустические характеристики звука (согласные и гласные звуки, твёрдые и
мягкие, звонкие и глухие согласные);
* Выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких,
звонких, глухих согласных;
* Выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения
звука в слове;
* Звуковой анализ состава слогов и слов;
* «Чтение» и составление слогов и слов с помощью звуковых обозначений.
2. Слоги
* Раскрывается понятие «слог»; слоговой анализ слов;
* Подбор слов на заданное количество слогов;
* Выделение в словах первого и последнего слогов;
* Подбор слов на заданный слог;
* Составление прямых и обратных слогов;
3. Слова
* Выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;
* Составление слова из звуков и слогов;
* Из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;
* Изменение слов путем замены, перестановки, добавления, исключения
звуков или слогов;
* Выявление повторяющихся в словах слогов с последующим их
добавлением к другим словам;
* Восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в
структуре слова;
* Последовательное преобразование слова в другие слова путем
неоднократного изменения его звукового и слогового состава;
* Чтение слов, осмысливание значения слов.
4. Буквы
* Знакомство с буквами;
* Дифференциация понятий «звук» и «буква»;
* Согласные и гласные буквы;
* Соотнесение букв и звуков;
* Чтение букв, соединение в слоги, слова.
5. Связная устная речь
* Обучение ответам на вопросы диалогической речи;
* Обучение составлению предложений, распространению предложений,
добавлению недостающих слов;
* Обучение подробному пересказу текста;
* Обучение составлению рассказа - описания по сюжетной картинке, по
серии картинок.
6. Работа по развитию мышления, внимания, памяти
* Выявление признаков сходства и различия между двумя и более
предметами;
* Выделение одинаковых предметов из группы предметов;
* Выделение лишнего предмета;
* Объединение различных предметов в группы;
* Выявление логических не соответствий в рисунке или рассказе.
7. Работа над общей и мелкой моторикой
* Рисование песком и на песке (интерактивная песочница);
* Пальчиковая гимнастика,
Занятия строятся в занимательной игровой форме с использованием
дидактических игр, что позволяет детям успешно овладевать звуковым
анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием
в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает
детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы,
учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных
вариантов ответов. Таким образом формируется и развивается главная
ценность, основа всей учебной деятельности- творческое мышление ребенка,
на основе которого постоянно будет складываться система знаний о языке и
формироваться потребность владения языком, совершенствование речи.
Подготовка к обучению чтению
Основное содержание обучения детей чтению представлено
следующими направлениями работы:
1. Звуки речи. Учить вслушиваться в звучание слов; узнавать,
различать и выделять из них отдельные звуки; определять их позицию в
слове (начало, середина, конец). Уточнять звучание звуков и их
артикуляцию. Учить анализировать особенности произношения и звучания
звука (положение губ, языка, зубов, участие голоса, прохождение воздушной
струи). Упражнять в умении различать твердые и мягкие согласные.
Дифференцировать звуки, близкие в произношении и по звучанию. Учить
детей устанавливать последовательность звуков в слове.
Познакомить с
существенными опознавательными признаками двух основных групп звуков
русского языка — гласных и согласных.
2. Образ буквы. Познакомить с образами букв русского языка
(печатный шрифт). Способствовать запоминанию ее целостного образа.
Упражнять в умении соотносить букву с соответствующим звуком (звуками).
Дифференцировать схожие по изображению буквы.
3. Первоначальное чтение. Дать практическое представление об
основном механизме чтения слогов (с введением согласных звуков и букв),
т. е. путем упражнений учить ориентироваться на гласную в слоге при его
чтении.
4. Предложение. Слово. Дать первоначальное представление о
предложении и слове (составление нераспространенных и распространенных
предложений; правильное и отчетливое их произнесение; умение слышать
отдельные предложения в потоке речи; членение предложений на слова,
последовательное выделение слов из предложений; определение количества
слов). Дать первоначальные представления о слоге и ударении.
I. Подготовка к обучению письму
Процесс подготовки дошкольников к обучению письму не должен
быть механической тренировкой руки ребенка. Письмо, прежде всего,
является умственным процессом, аналитико-синтетической деятельностью.
Это должна быть система осознанной, творческой работы каждого ребенка
(даже в самых простых заданиях) под руководством и при помощи
взрослого. Предлагаемая система подготовки к обучению письму
включает в себя четыре основных направления, которые являются составной
частью занятий по основам грамоты и развитию речи. Каждое направление
наполнено своими задачами и учебным содержанием. Представим их.
1. Развивать руку.
Сформировать правильный захват орудия письма. Правильный
захват карандаша подразумевает, что его держат тремя пальцами: большим,
указательным и средним (щепоть). При этом карандаш лежит на левой
стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а
указательный — сверху. Верхний конец карандаша направлен в плечо. При
правильном захвате карандаша указательный палец должен легко
подниматься, и карандаш при этом не падает. Для развития щепоти
используются пальчиковые игры (особенно для большого и указательного
пальцев рук), упражнения с карандашом («Покрути карандаш двумя (тремя)
пальцами»), игровые упражнения типа «Посолим суп» и др.
Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки
руки. Правильное распределение мышечной нагрузки подразумевает:
напряжение (для удержания орудия письма в руке) и чередование силового
напряжения и расслабления. Именно такая последовательность смены тонуса
мускулатуры рук осуществляется при правильном письме.
Формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки
осуществляется в играх типа «Мозаика», при работе со штампами, в ручном
труде. Причем во всех перечисленных направлениях работы одновременно
формируется щепоть руки.
Развивать мелкую моторику рук.
Систематически развивать мелкую моторику доминирующей руки,
сопровождая движения стихами, чистоговорками, рассказами. Пальчиковая
гимнастика в данном случае – это самые простые упражнения, основанные на
сгибании и разгибании пальцев, сжимании кисти в кулак, постукивании
пальцев по поверхности стола. Цель таких упражнений – укрепить мышцы
кисти, снять их излишнее напряжение, исключить дрожание руки. В
результате выполнения графических упражнений дети учатся:
а) свободно регулировать движения по размаху, направленности,
степени нажима на карандаш, по ритму;
б) ориентироваться на листе бумаги;
в) воспроизводить линии различных конфигураций безотрывным
движением руки.
2. Начать подготовку к технике письма.
Развивать пространственную ориентировку.
В зависимости от возрастных возможностей ребенок учится
ориентироваться в пространстве, определять пространственные
взаимоотношения относительно себя, относительно другого предмета и
относительно человека, стоящего напротив.
Воспитывать чувство ритма в движении и в изображениях на
плоскости.
Развитое чувство ритма является одной из предпосылок обучения
детей технике письма. Работа начинается с разнообразных упражнений,
связанных с отхлопыванием ритмических рисунков (на слух по образцу
взрослого; с опорой на схематичный рисунок). Постепенно дети переходят к
рисованию элементарных бордюров, в основе которых лежит ритмическое
расположение отдельных элементов.
3. Упражнять в аналитико-синтетической деятельности. Письмо
подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графических
образов букв. В старшем дошкольном возрасте ребенок проводит анализ и
синтез графических условных изображений предметов, а затем переходит к
аналогичной работе с образами букв.
4. Формировать элементарные графические умения. Проводить
упражнения, подготавливающие к написанию элементов школьного
шрифта (упражнения типа «Клубочки», «Волны» и др.). Необходимо
широко использовать штриховки, обведение контуров предметов.
Прописывание на линии группы контурных изображений предметов (сливы,
яблоки, желуди и др.) формирует навык соблюдения строки, удержания
размера фигуры, тиражирования изображения. Все это будет
необходимо при написании букв в тетради. Важно, чтобы каждое
графическое упражнение имело свое название « Гирлянда на елку», «Узор из
листьев», «Пропеллеры» и т.д. Такое образное соотнесение позволяет детям
за линией, контуром видеть предмет, развивает фантазию, творчество,
делает сложную кропотливую работу по формированию графических
навыков интересной и привлекательной для дошкольника.
Приемы и методы, используемые на занятиях:
Эмоциональный настрой, использование музыкальных произведений.
Артикуляционная, зрительная, дыхательная, пальчиковая гимнастики.
Использование куклотерапии.
Практические – упражнения, игровые методы.
Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово,
педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение,
пояснение, педагогическая оценка.
Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ
образца, показ способов выполнения и др.
Метод рисования песком и на песке с использованием планшета с
цветовой подсветкой.
Все методы используются в комплексе.
Материально-техническое обеспечение.
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и
воспитания, соответствующими игровыми материалами и оборудованием,
которые обеспечивают:
познавательную, игровую, речевую, исследовательскую и творческую
активность воспитанников;
зрительно-поисковую активность, в том числе развитие крупной и
мелкой моторики;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением;
возможность самовыражения, самоконтроля и самооценки детей.
Игры и игровые пособия
Наборы персонажей 10 шт:
Разрезная азбука 1 шт;
Наборное полотно1 шт
Детские книги с крупным шрифтом 30 шт
Демонстрационные наборы по темам
Технические средства:
Компьютер Samsung
Интерактивная доска SMART BOARD
Мультимедийный проектор
Ноутбуки ASUS – 5 штук
Мебель
мебель в соответствии с антропометрическими данными детей - 6
детских столов, 12 детских стульев,
1 стол компьютерный,
1 стул офисный,
1 мольберт
6. Квалификационная характеристика к педагогу дополнительного
образования:
Квалификационные требования
Педагог
дополнительного образования
должен иметь высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование
в области, соответствующей профилю кружка без предъявления требований
к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование и дополнительное профессиональное
образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления
требований к стажу работы.
Должностные обязанности
Осуществляет дополнительное образование обучающихся воспитанников
в соответствии со своей образовательной программой, развивает их
разнообразную
творческую
деятельность.
Комплектует
состав
обучающихся, воспитанников кружка и принимает меры по сохранению
контингента обучающихся, воспитанников в течение срока обучения.
Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов
работы (обучения) исходя из психофизиологической и педагогической
целесообразности, используя современные образовательные технологии,
включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся, воспитанников.
Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение.
Выявляет творческие способности обучающихся, воспитанников,
способствует их развитию.
Организует разные виды деятельности
обучающихся, воспитанников ориентируясь на их личности, осуществляет
развитие мотивации их познавательных интересов, способностей.
Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников.
Оценивает эффективность обучения, учитывая овладение умениями,
развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса,
используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и
электронные таблицы в своей деятельности. Обеспечивает охрану жизни и
здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного
процесса. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил
охраны труда и пожарной безопасности.
Должен знать
законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие
образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и
специальную педагогику и психологию; содержание учебной программы,
методику и организацию дополнительного образования детей,
современные
педагогические
технологии
продуктивного,
дифференцированного, развивающего обучения, основы работы с
персональным компьютером, мультимедийным оборудованием; правила
внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила
по охране труда и пожарной безопасности.
Информация о педагоге дополнительного образования
ФИО составителя
Сафронова Елена Леонидовна
Место работы
МБОУ СОШ №75, учитель начальных классов.
ГО «Город Лесной»
Должность
Педагог
дополнительного образования
Образование
Среднее - специальное профессиональное образование
Педагогический
стаж
25 лет
7. Оценочный материал
В Программе разработан механизм диагностики качества
образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения
воспитанниками, динамику роста знаний, умений и навыков. Для
отслеживания результативности используются следующие этапы контроля:
- начальный контроль (сентябрь);
- текущий контроль (в течение всего учебного года);
- промежуточный контроль (по изучаемым темам);
- итоговый контроль (май).
Критерии оценки качества знаний
Умение распознавать лексическое значение слов-названий предметов,
признаков, действий, многозначность слов, понимание переносных
значений.
Умение объединять слова в тематические группы в соответствии с
темами бесед («Дом», «Семья», и т.д.).
Умение делить слова на тематические группы по смыслу,
группировать слова.
Умение образовывать и употреблять формы слов: согласование
прилагательных с существительными в роде, числе и падеже
(упражнение типа «Скажи со словами один, два три, пять» например
один мяч, три мяча, пять мячей).
Умение составлять не только простые распространенные
предложения, нои сложные предложения разных типов.
Умение составлять устные загадки-описания, рассказы описания по
сюжетным картинкам, по серии картин, по опорным слова и т.д.
Умение различать согласные звуки ( глухие, твердые, мягкие,
свистящие- шипящие), правильно выделять гласные звуки.
Умение правильно произносить слова сложного слогового состава.
Владение навыками словообразования, словоизменения и
словосочетания.
Уметь пересказывать содержание знакомой сказки.
Овладение навыком печатания букв, слов, предложений.
Умение составлять графическое изображение (схема) к слову,
предложению.
Формой подведения итогов являются:
- итоговые занятия
8. Методическая литература
1. Как подготовить ребёнка к школе: методическое пособие для
воспитателей/ Гризик Т.И. -М: «Просвещение», 2011.
2. Как хорошо уметь читать! Обучение дошкольников чтению/ Шумаева Д.Г.
-СПб: «Детство – Пресс», 2000.
3. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте/ Гризик Т.И.- М.:
Просвещение, 2006.
4. Учусь говорить: Пособие для детей старшего дошкольного возраста/
Гербова В.В.- М.: Просвещение, 2002.
5. Обучаем дошкольников грамоте при помощи звука, цвета и движения/
Гордеева С.Е. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
6.Учимся правильно употреблять предлоги в речи/ Яцель О.С.М.:Издательство «ГНОМ и Д», 2011.
7. Обучаем дошкольников пересказыванию/ Гуськова А.А. – М: ТЦ Сфера,
2014.
8. Речевые игры и упражнения/ Невская В.П. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)