Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности Юный Пифагор+

1

Структура программы

1.

Пояснительная записка

Стр. 3

2.

Планируемые результаты

Стр. 6

3.

Учебный план программы «Юный Пифагор+: развитие
сенсорных и конструктивных навыков детей раннего
возраста».

Стр.6

4.

Календарный учебный график программы «Юный
Пифагор+: развитие сенсорных и конструктивных
навыков детей раннего возраста».

Стр. 7

5.

Содержание программы «Юный Пифагор+: развитие
сенсорных и конструктивных навыков детей раннего
возраста».

Стр. 8

6

Квалификационная характеристика к педагогу
дополнительного образования

7

Рабочая программа

Стр. 12

8

Оценочные материалы

Стр. 19

9

Методическая литература

Стр. 20

Стр. 11

2

1. Пояснительная записка
Период раннего детства – яркая и удивительная страница в жизни
любого человека. Именно в этот период начинается активный процесс
познания мира, развития умственных способностей ребёнка. Поэтому
проблемы сенсорного развития, первых шагов в математику, становится
актуальным.
На базе МБДОУ «ЦРР-детский сад №18 «Семицветик» разработана
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
социально-педагогической направленности «Юный Пифагор+: развитие
сенсорных и конструктивных навыков детей раннего возраста» (далее
Программа). Программа ориентирована на создание условий для развития
сенсорных способностей, в частности математических, и мыслительных
умений малышей необходимых для конструктивных работ.
Нормативно-правовая база
1. ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в РФ»
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155
«Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования»
3. Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного образования (зарегистрирован в Минюсте РФ от
14.11.2013 № 30384)
4. Письмо МО РФ № 06-1844 от 11.12.2006 «О примерных требованиях к
программам дополнительного образования детей»
5. Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 № 100
6. СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи». Постановление Главного государственного санитарного
врача РФ от 28.09.2020 N 28 (зарегистрировано министерство юстиции
РФ 18.12.2020 г., регистрационный N 61573)
7. Комплексная программа «Уральская инженерная школа», указ
губернатора Свердловской области от 6 октября 2014 года N 453-УГ
8. Устав МБДОУ «ЦРР-детский сад № 18 «Семицветик».
Вид
программы:
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая.
Данная Программа способствует успешному развитию сенсорной
культуры детей, мыслительных умений через системную организацию игр
проблемно- игровых технологий «Логические блоки Дьениша» и «Палочки
Кюизенера», которые помогают ребёнку овладеть мыслительными
операциями и действиями, важными, как в плане предматематической
подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.
Включение в игровую познавательную деятельность развивающих пособий
3

«Бизиборд» способствуют самостоятельному безопасному познанию детьми
мира взрослых, развивают бытовые навыки, тактильные ощущения.
Закладывается
в
сознание
малышей
начало
элементарной
алгоритмической культуры мышления, развиваются способности действовать
в уме, осваивается представления о числах и геометрических фигурах,
пространственное мышление. Начинают формироваться первые умения
конструирования. «Логические блоки Дьениша» и «Палочки Кюизенера»
являются основными дидактическими пособиями, на основе которых
выстроен математический курс программы «Детство» и используется с
раннего возраста. Наряду с использование развивающих игр в программу
введена система развития практических навыков действий ребёнка с
сенсорными эталонами пособия «Бизиборд», которая направлена на
тактильное ознакомление детей с предметами окружающего мира.
Цели и задачи реализации Программы.
Целью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
Программы является создание условий для развития сенсорного и
конструктивного опыта малышей 1-3 лет в процессе игровой деятельности с
«Логическими блоками Дьенеша» и «Палочками Кьюзинера».
В соответствии с целью реализуются следующие задачи Программы:
1. Поддерживать интерес и активные действия детей с геометрическими
телами и фигурами.
2. Формировать представления о сенсорных свойствах и качествах
предметов, развитие разных видов детского восприятия: зрительного,
слухового, осязательного.
3. Формировать обследовательские действия в первоначальном виде;
учить выделять цвет, форму, величину, как особые признаки
предметов; сопоставлять предметы между собой по этим признакам.
4. Содействовать запоминанию и самостоятельному употреблению
детьми слов-названий (цвет, размер, форма) и результатов сравнения
по свойствам (такой, не такой, разные, похожий, больше, меньше).
5. Формировать первоначальные навыки простейшей алгоритмической
деятельности, чередование предметов по форме, цвету, размеру.
6. Активизировать освоение конструктивных материалов, поддерживать
экспериментирование с ними, развивать технические умения.
7. Формировать умения создавать несложные конструкции по образцу,
условию, схемам натуральной величины, собственному замыслу.
Ассоциировать с предметами окружающего мира.

4

Принципы и подходы к формированию Программы.
Программа реализуется с учётом принципов дошкольного образования,
обозначенных в ФГОС дошкольного образования:
1. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится
активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом
образования;
2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
3. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
4. Формирование конструктивно-творческих интересов и действий ребёнка в
различных видах деятельности;
5. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
6. Осуществление образовательной деятельности по принципу усложнения
(постепенного и постоянного);
7. Интеграция различных направлений образовательного процесса областей в
соответствии
с
возрастными
возможностями
и
особенностями
воспитанников;
8. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй.
Характеристика особенностей развития детей раннего возраста.
Период раннего детства – один из самых насыщенных в познавательном
аспекте из всех возрастных периодов. В настоящее время наблюдается
заметная акселерация развития, которая отражается на результатах развития
детей раннего возраста.
Растущие двигательные возможности позволяют детям более активно
знакомиться с окружающим миром, познавать свойства и качества
предметов, осваивать новые способности действий, но при этом, малыши не
способны постоянно контролировать свои движения. Поэтому взрослым
необходимо проявлять повышенное внимание к действиям детей, оберегать
их от неосторожных движений.
В младшем возрасте интенсивно развиваются структуры и функции
головного мозга, что расширяет его возможности в познании окружающего
мира. Для детей этого возраста характерно наглядно-действенное и нагляднообразовательное мышление. Дети «мыслят руками», не столько размышляют,
сколько непосредственно действуют. Чем более разнообразно использует
ребенок способы чувственного познания, тем полнее его восприятие, тоньше
ощущения, ярче эмоции, а значит, отчетливее становятся его представления о
мире и успешнее деятельность.
На третьем году жизни заметно возрастает речевая активность детей,
они начинают проявлять живой интерес к слову.
Своевременное развитие речи имеет огромное значение для умственного и
социального развития малышей.
5

1.
2.
3.
4.
5.
6.

2. Планируемые результаты освоения Программы:
Ребенок с интересом и удовольствием действует со взрослым и
самостоятельно с предметами и материалами.
Успешно выделяет и учитывает цвет, форму, величину и другие
признаки предметов при выполнении практических действий.
Группирует в соответствии с образцом предметы по цвету, форме,
величине при выборе из четырех разновидностей.
Активно использует «определенные» слова, названия для обозначения
формы.
Начинает пользоваться общепринятыми словами, названиями цвета.
Овладевает умением выкладывать по образцу и по смыслу, отражать
действия словом.
3. Учебный план Программы
«Юный Пифагор+: развитие сенсорных и конструктивных
навыков детей раннего возраста».

Обучение воспитанников по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе проводится по следующему учебному плану
(таблица 1).
Таблица 1
Учебные предметы, курсы,
дисциплины (модули),
иные компоненты
программы
«Логические блоки
Дьениша»» + «Бизиборд»

Объем
учебной нагрузки по программе
Количество
занятий

Количество
часов
24 х 10 мин

24

=
240 мин (4 часа)

«Палочки Кюизенера» +
«Бизиборд»

10

10 х 10 мин
=
100 мин (1 час 40
минут)

Всего в год:

34

340 мин.
(5 часов 40 минут)

6

4. Календарный учебный график Программы
Таблица 2
Месяц

Темы занятий

Количеств
о занятий

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

«Познакомим куклу Таню с палочками»

1

« Поможем Тане построить дорожку»

1

«Поможем Мишке найти блоки»

1

«Поможем кукле Тане построить домик»

1

«Поможем Зайке убежать от Лисы»

1

«Приготовим угощения для куклыТани»

1

«Поезд с разноцветными вагончиками»

1

«Испечём печенье для Мишки»

1

«Спрячем игрушки»

1

«Волшебное появление Гусенички»

1

«Цветы для куклы Тани»

1

«Строим домики для мышки, зайца»

1

«Чудесный мешочек»

1

«Строим заборчики для жирафа и собачки»

1

«Строим домики для мышки, зайца»

1

«Дорожки для Матрёшки»

1

«Покажи мишке все толстые блоки, а зайке
тонкие».
«Строим игрушки для Мишки»

1

«Чудесный мешочек»

1

«Подарки для друзей»

1

«День рождения Мишки»

1

«Лесенка для кошечки»

1

1

7

Март

Апрель

Май

Итого

«Чудесный мешочек»

1

«Учим играть Мишку»

1

«Поможем Кукле Тане»

1

«Пирамидка для Мишки»

1

«Чудесный мешочек»

1

«Поможем зайке найти блоки»

1

«Подарок для куклы Тани»

1

«Коврик для котёнка»

1

«Бусы для куклы Тани»

1

«Помогаем Мишке и Тане помирится»

1

«Чудесный мешочек»

1

«Отправляемся в путешествие»

1
34

5. Содержание, формы, методы и средства образовательной
деятельности по освоению воспитанниками дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный
Пифагор+: развитие сенсорных и конструктивных навыков детей
раннего возраста». Формы организации образовательной
деятельности.
Основой Программы являются проблемно игровые технологии
«Палочки Кьюзинера», «Логические блоки Дьенеша» и дидактическое
пособие «Бизиборд». Освоение математических представлений и развитие
конструктивных навыков ведется с учетом задач образовательных областей
по ФГОС ДО: «Познавательное развитие» в интеграции с образовательными
областями «Художественно - эстетическое развитие» «Социально коммуникативное развитие» «Речевое развитие».
В процессе разнообразных действий с «Логическими блоками Дьенеша»
дети знакомятся с эталонами формы, цвета, осваивают умение выявлять и
абстрагировать в предметах одно свойство: цвет, форму, размер, толщину,
сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих
свойств, затем по двум и несколько позже по трём. При этом в одном и том
8

же упражнении всегда варьируется правила выполнения заданий с учётом
возможностей детей.
Особенность проблемно-игровой технологии «Палочки Кюизенера» абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Легко вписываются
в систему обучения. Велика их роль в реализации наглядности,
представления сложных математических понятий в доступной малышам
форме, в овладении способами действий, необходимых для возникновения у
детей элементарных математических представлений. Важны они для
накопления чувственного опыта, для развития желания овладеть числами,
счётом, измерением. С помощью цветных палочек дети легко осваивают
соотношения предметов «больше -меньше», «больше -меньше на»,
усваивают понятия «длиннее», «короче», «одного итого же цвета» и т.д.
Игровые пособия развивающей поверхности «Бизиборд» включаются как
самостоятельная деятельность детей.
Принципы планирования содержания игр:
 доступность игрового материала и содержание игр возрасту
малышей;
 принцип планомерности, который предполагает распределение
игровых заданий, соблюдая последовательность от простого к
сложному;
 принцип системности;
 принцип наглядности в сочетании со словом;
 принцип вариативности подбора заданий на усвоение детьми
различных сенсорных эталонов.
 Особенности использования «Палочек Кьюзинера», «Логических
блоков Дьенеша» и дидактического пособия «Бизиборд» в работе с
малышами:

самостоятельное знакомство с игровыми пособиями – проведение
элементарных манипуляций. Удобное расположение для
стимулирования самостоятельной деятельности;

учёт эмоционального настроя детей;

активное участие в действиях малыша;

использование игровых сюжетов, персонажей, создание
проблемных ситуаций;

оценка действий ребёнка, выраженная в словах или в виде
эмоций, так как у малышей нет врождённой потребности добиваться
успеха и стремиться к правильным действиям;
9


выделение в сознании детей представлений о конечном
результате действия.
Формы и методы используемые для реализации Программы:

наглядные (иллюстрации, картинки, схемы);

словесные (чтение художественной литературы, стихи, загадки,);

познавательные (восприятие, осмысление и запоминание
воспитанниками нового материала с привлечением наблюдения
готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций,
восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов);

контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний,
навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения
практических заданий);

групповая работа (используется при совместной сборке
конструкций, а также при разработке);

проблемный (постановка проблемы и поиск решения, творческое
использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их
преобразование.);

игровой (использование сюжета игр для организации детской
деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета).
Формы организации образовательной деятельности.
Обучение детей по Программе «Юный Пифагор+: развитие сенсорных
и конструктивных навыков детей раннего возраста» осуществляется в
МБДОУ в рамках дополнительных образовательных услуг, оказываемых за
плату. Программа рассчитана на возрастную категорию детей от 1 до 3 лет.
Приоритетной формой организации детей является объединение их в
группы по 6-8 детей. Занятия проводятся 1 раз в неделю
продолжительностью 10 мин. в течение учебного года. Общее количество
занятий-34. Все занятия выстроены с учетом индивидуальных и возрастных
особенностей детей с учетом принципа постепенного и постоянного
усложнения.
Реализация Программы осуществляется в естественном для малышей
виде деятельности - игре. Использование «Палочек Кьюзинера»,
«Логических блоков Дьенеша» и сюжетных игрушек делает обучение
опосредованным, реализуя игровую мотивацию. Так же игра стимулирует
проявление творческих способностей. В данном планировании представлены
3 темы, которые входят в образовательную область «Познавательное
10

развитие», содержание которого решает задачи – формирование
познавательных действий, представлений о свойствах и отношениях
объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве).
Материально- техническое обеспечение Программы
Таблица 3
Игры и игровые пособия
Логические блоки Дьенеша: наглядно-дидактическое пособие /
Методическое сопровождение разработано 3. А. Михайловой. —
СПб.: Корвет, 1995-2011.
Финкельштейн Б. Б. Давайте вместе поиграем: комплект игр. — СПб.:
Корвет, 1998-2011.
Финкельштейн Б. Б. Спасатели приходят на помощь: альбом. — СПб.:
Корвет, 2005-2011.
Финкельштейн Б. Б. Поиск затонувшего клада: альбом. — СПб.:
Корвет, 2005-2011.
Финкельштёйн Б. Б. Праздник в стране блоков: альбом. — СПб.:
Корвет, 2006-2011.
Финкельштейн Б. Б. Страна блоков и палочек: альбом. — СПб.: Корвет,
2008-2011.
Михайлова 3. А., Чеплашкина И. Н. Логика и цифры: игра. — СПб.:
Корвет, 2006-2011.
Цветные счетные палочки Кюизенера: наглядно-дидактическое
пособие / Методическое сопровождение разработано 3. А. Михайловой, И. Н. Чеплашкиной. — СПб.: Корвет, 1995—2011.
Финкельштейн Б. Б. На золотом крыльце сидели: альбом игр и
упражнений. — СПб.: Корвет, 2002—2011.
Финкельштейн Б. Б. Кростики. Посудная лавка: альбом. — СПб.:
Корвет, 2008-2011.
Михайлова 3. А., Чеплашкина И. Н. Играем в математику: игра. — СПб.:
Корвет, 2006-2011.
Ковалев С. В. Цветное панно: игра, — СПб.: Корвет, 2005—2011.
6. Квалификационная характеристика к педагогу
дополнительного образования:
Квалификационные требования:
Педагог дополнительного образования должен иметь высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование в
области, соответствующей профилю кружка без предъявления требований к
стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование и дополнительное профессиональное
образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления
требований к стажу работы.
11

Должностные обязанности:
Осуществляет
дополнительное
образование
обучающихся
воспитанников в соответствии со своей образовательной программой,
развивает их разнообразную творческую деятельность. Комплектует состав
обучающихся, воспитанников кружка и принимает меры по сохранению
контингента обучающихся, воспитанников в течение срока обучения.
Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и
методов работы (обучения) исходя из психофизиологической и
педагогической целесообразности, используя современные образовательные
технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные
ресурсы.
Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся, воспитанников.
Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение.
Выявляет
творческие
способности
обучающихся,
воспитанников,
способствует их развитию.
Организует разные виды деятельности
обучающихся, воспитанников ориентируясь на их личности, осуществляет
развитие мотивации их познавательных интересов, способностей.
Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников.
Оценивает эффективность обучения, учитывая овладение умениями,
развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса,
используя компьютерные технологии, в т. ч. текстовые редакторы и
электронные таблицы в своей деятельности. Обеспечивает охрану жизни и
здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса.
Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил охраны
труда и пожарной безопасности.
Должен знать:
законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие
образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и
специальную педагогику и психологию; содержание учебной программы,
методику и организацию дополнительного образования детей, современные
педагогические
технологии
продуктивного,
дифференцированного,
развивающего обучения, основы работы с персональным компьютером,
мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового
распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и
пожарной безопасности.
Информация о педагоге дополнительного образования
Таблица 4
ФИО составителя

Шумилова Антонида Изосимовна

Место работы

МБДОУ «ЦРР - Детский сад №18
«Семицветик»
городской округ «Город Лесной»

Должность

Воспитатель
12

Образование
Педагогический стаж

Среднее - специальное профессиональное
образование
39 лет

7. Рабочая программа «Юный Пифагор+: развитие сенсорных и
конструктивных навыков детей раннего возраста».
Таблица 5
Месяц
Тема
Игровые
Решаемые задачи
игровой
пособия
ситуации
Сентябрь
«Познакоми «Палочки
Знакомство с «Палочками К
м куклу
Кюизенера»,
Кюизенера», предложить
Таню с
«Бизиборд»
поманипулировать ими, уточнить
палочками»
знания цвета, развивать интерес к
игровому пособию. Поддерживать
самостоятельность в
экспериментальной деятельности
с палочками. Активизировать
речь через отражение действия
словом.
«Поможем
«Палочки
Продолжать знакомить детей с
Тане
Кюизенера»,
«Палочками Кюизенера»
построить
«Бизиборд»
уточнить и закрепить знания
дорожку»
цвета, развивать интерес к
игровому пособию. Поддерживать
самостоятельность в
экспериментальной деятельности
с палочками.
«Поможем
«Логические
Уточнить знания цвета, формы,
Мишке
блоки
развивать интерес к игровому
найти блоки» Дьениша»,
пособию. Поддерживать
«Бизиборд»
самостоятельность в
экспериментальной деятельности
с палочками. Активизировать
речь через отражение действия
словом.
Учить классифицировать
Октябрь
«Поможем
«Логические
предметы по цвету,
кукле Тане
блоки
способствовать формированию у
построить
Дьениша»
детей умения находить блоки
домик»
«Бизиборд»
заданного цвета.
Освоение эталонов цвета и их
названия (красный, синий,
13

Ноябрь

«Поможем
Зайке
убежать от
Лисы»

«Палочки
Кюизенера»
«Бизиборд»

«Приготовим
угощения
для
куклыТани»

«Логические
блоки
Дьениша»
«Бизиборд»

«Поезд с
разноцветны
ми
вагончиками
»
«Чудесный
мешочек»

«Палочки
Кюизенера»
«Бизиборд»

«Испечём
печенье для
Мишки»

«Логические
блоки
Дьениша»
«Бизиборд»

«Логические
блоки
Дьениша»
«Бизиборд»

желтый). Учить конструировать
по образцу (объёмная фигура
«Домик»), соотносить выбранные
детали с образцом.
Активизировать речь через
называние цвета.
Продолжать развивать
представление о цвете, называть
цвета красный, синий, желтый,
упражнять в классификации
палочек, самостоятельно
конструировать «дорожку» по
условию (цвет). Активизировать
речь через называние цвета.
Продолжать развивать
представление о цвете, называть
цвета красный, синий, желтый.
Упражнять в классификации
деталей по цвету. Упражнять в
конструировании по образцу
«Конфета». Активизировать и
обогатить речь детей через
называние деталей игры для
конструирования предложенной
фигуры.
Продолжать упражнять детей в
классификации палочек по цвету.
Учить выкладывать палочки по
образцу, соотносить детали с
образцом. Активизировать в речи
слова действия.
Продолжать развивать
представление о цвете.
Способствовать освоению
эталонов цвета и их названия
(красный, синий, желтый).
Поддерживать желание
конструировать по собственному
замыслу, активизировать
имеющиеся умения соединять
детали, соотносить
получившуюся конструкцию с
предметом окружающего мир,
называть что построил.
Способствовать формированию
у детей умения находить блоки
заданной формы. Называть форму
(треугольник, квадрат, круг).
14

Декабрь

«Спрячем
игрушки»

«Логические
блоки
Дьениша»
«Бизиборд»

«Волшебное
появление
Гусенички»

«Логические
блоки
Дьениша»
«Бизиборд»

«Цветы для
куклы Тани»

«Логические
блоки
Дьениша»
«Бизиборд»

«Строим
домики для
мышки,
зайца»

«Логические
блоки
Дьениша»,
«Бизиборд»

«Чудесный
мешочек»

«Логические
блоки
Дьениша»
«Бизиборд»

Поддерживать желание
конструировать по собственному
замыслу, активизировать
имеющиеся умения соединять
детали, соотносить
получившуюся конструкцию с
предметом окружающего мир,
называть что построил.
Учить находить блок,
отличающийся от образца по
одному признаку. Употреблять в
речи слова «такой», «не такой».
Поддерживать желание
конструировать по собственному
замыслу,
Развивать умение выкладывать
из круглых блоков «гусеницу»,
располагая их один за другим.
Употреблять в речи слова
«круглый», «длинная», цвета
красный, синий, желтый. Учить
способам изменять конструкцию
через добавление деталей другой
формы (шапочка, сапожки для
гусеницы). Активизировать
словарь, существительных.
Упражнять детей в нахождении
блоков треугольной формы.
Показать способы расположения
деталей в плоскости по кругу,
конструирование «цветка».
Закрепление цвета - красный,
синий, желтый, зеленый.
Активизировать в речи
«треугольный».
Развивать умение детей
различать блоки по размеру.
Упражнять в конструировании
«домиков» из больших,
маленьких деталей.
Активизировать в речи слова
«большой», «маленький».
Развивать умение изменять
конструкции через добавление
деталей игры.
Развивать умение детей
классифицировать блоки по
размеру. Раскладывать их
согласно заданию. Употреблять
слова «большой», «маленький».
Активизировать в речи слова
цвет, форма, размер.
Поддерживать желание
15

«Палочки
«Строим
Кюизенера»
заборчики
для жирафа и «Бизиборд»
собачки»

Январь

«Дорожки
для
Матрёшки»

«Логические
блоки
Дьениша»
«Бизиборд»

«Покажи
мишке все
толстые
блоки, а
зайке
тонкие».

«Логические
блоки
Дьениша»
«Бизиборд»

«Строим
игрушки для
Мишки»

«Построим
лесенку для
кошечки»

«Логические
блоки
Дьениша»
«Бизиборд»

«Палочки
Кюизенера»
«Бизиборд»

конструировать по собственному
замыслу, активизировать
имеющиеся умения соединять
детали, соотносить
получившуюся конструкцию с
предметом окружающего мир,
называть что построил.
Развивать у детей
представление о высоте - низкий,
высокий. Учить сравнивать
палочки по высоте.
Выкладывание из палочек «Забор
для жирафа», «забор для
собачки». Воспитывать умение
строить устойчивую постройку.
Развивать умение различать
блоки по толщине. Употреблять в
речи слова «толстый», «тонкий».
Поддерживать желание
конструировать по собственному
замыслу, активизировать
имеющиеся умения соединять
детали, соотносить
получившуюся конструкцию с
предметом окружающего мир,
называть что построил.
Развивать умение различать
блоки по толщине. Употреблять в
речи слова «толстый», «тонкий».
Обращать внимание на цвет.
Поддерживать желание
конструировать по собственному
замыслу, активизировать
имеющиеся умения соединять
детали, соотносить
получившуюся конструкцию с
предметом окружающего мир,
называть что построил.
Развивать умение
конструировать по образцу,
используя блоки различные по
форме и размеру. Выкладывание
из блоков «Кошечка», «Слон»,
«Кораблик». Поощрять желание
изменить фигуру, через
добавление деталей игры.
Развивать умение различать
палочки по цвету и длине.
Развивать глазомер. Показать
способ сравнения «приложения»
деталей (способ
проверки).Освоение эталонов
16

Февраль

«Чудесный
мешочек»

«Логические
блоки
Дьениша»
«Бизиборд»

«Подарки
для друзей2
«Логические
блоки
Дьениша»
«Бизиборд»

«День
рождения
Мишки»

«Логические
блоки
Дьениша»
«Бизиборд»

«Лесенка для «Палочки
Кюизенера»
кошечки»
«Бизиборд»

«Чудесный
мешочек»
Март

«Логические
блоки
Дьениша»
«Бизиборд»

цвета и их название (красная,
желтая, синяя, белая).
Выкладывание лесенки из
палочек 4 цветов. Обогатить и
активизировать речь детей
«длинный, короткий»
Развивать умение различать
блоки по цвету и форме.
Активизация словаря через
употребление слов «красный
круглый», «синий квадратный» и
т.д.
Продолжать развивать умение
различать блоки по цвету и
форме. Употребление слов
«красный круглый», «синий
квадратный» и т.д. Упражнять в
знании геометрических фигур,
основные цвета. Учить
конструировать по схемам
натуральной величины,
соотносить получившуюся
конструкцию с предметом
окружающего мир, называть что
построил.
Развивать умение выкладывать
по образцу, используя блоки
различные по форме и размеру.
Выкладывание из блоков
«Собачка», «Грузовик», развивать
умение конструировать по
собственному замыслу
«Игрушка», активизировать
знания об игрушках, стремиться к
соответствию придуманного
образа с реальным предметом,
называть основные части
игрушки.
Развивать умение различать
палочки по цвету и длине.
Освоение эталонов цвета и их
название (красная, желтая, синяя,
белая, черная, оранжевая).
Выкладывание лесенки из
палочек 6 цветов.
Развивать умение различать
блоки по цвету и размеру.
Называть их. Поддерживать
желание конструировать по
схемам натуральной величины,
активизировать имеющиеся
умения соединять детали,
17

Апрель

«Учим
играть
Мишку»

. «Логические
блоки
Дьениша»

«Поможем
Кукле Тане»

«Логические
блоки
Дьениша»
«Бизиборд»

«Пирамидка
для Мишки»

«Палочки
Кюизенера»
«Бизиборд»

«Чудесный
мешочек»

«Логические
блоки
Дьениша»
«Бизиборд»

«Поможем
зайке найти
блоки»

«Логические
блоки
Дьениша»
«Бизиборд»

«Подарок
для куклы
Тани»

«Логические
блоки
Дьениша»
«Бизиборд»

«Коврик для

«Палочки

соотносить получившуюся
конструкцию с предметом
окружающего мир, называть что
построил.
Развивать умение
классифицировать блоки по двум
признакам (цвету и размеру),
обозначая их словами «большой
красный», «синий маленький».
Поддерживать желание
конструировать по образцу
Развивать умение выкладывать
по образцу, используя блоки
различные по цвету, форме,
размеру. Называть цвета
«красный», «синий», «желтый».
Выкладывание из блоков
«Ракета», «Заяц», «Мишка».
Развивать умение различать
палочки по цвету и длине.
Освоение эталонов цвета и их
название (красная, желтая, синяя,
белая, черная, оранжевая, розовая,
фиолетовая). Выкладывание
пирамидки из 8 палочек разного
цвета.
Продолжать учить детей
фиксировать внимание на
сенсорное свойство предметов.
Формировать простейшие приемы
установления сходства и различия
(цвет, толщина). Употребление
слов «толстый», «тонкий».
Развивать умение различать
блоки по цвету и толщине.
Формировать простейшие приемы
установления сходства и различия
(цвет, толщина). Употребление
слов «толстый», «тонкий»,
«красный», «синий». Учить
конструировать по схеме
натуральной величины.
Развивать у детей желание
выкладывать из блоков
конструкции по собственному
замыслу, рассказывать, что
выложили, из каких блоков.
Побуждать детей к
самостоятельности.
Развивать умение различать
18

Май

котёнка»

Кюизенера»
«Бизиборд»

«Бусы для
куклы Тани»

«Логические
блоки
Дьениша»
«Бизиборд»

«Чудесный
мешочек»

«Палочки
Кюизенера»
«Бизиборд»

«Помогаем
Мишке и
Тане
помирится»

«Логические
блоки
Дьениша»
«Бизиборд»

«Отправляем «Палочки
Кюизенера»
ся в
путешествие «Бизиборд»
»

палочки по цвету и длине.
Составлять коврик и пирамидку,
сопоставлять их по размеру
(маленькая пирамидка, большой
коврик и т.д.) Выкладывание из
палочек «Коврик» и «Пирамидка»
Учить детей чередовать блоки
по двум признакам (цвет - размер,
форма - размер, форма - цвет),
развивать умение находить блоки
с заданными свойствами.
«Цепочка из блоков»
Развивать представление детей о
длине, цвете. Употреблять слова
«длинный - короткий», учить
выкладывать от самой длинной до
самой короткой (до 3 предметов)
Развивать умение детей
выкладывать изображения из
блоков по образцу и без него.
Поощрять самостоятельность у
детей, развивать воображение,
фантазию.
Развивать представление о
цвете, длине. Учить сравнивать
палочки по длине. Употреблять
слова «длинный», «короткий».
Закрепить название цвета
(красная, желтая, синяя, белая,
черная, оранжевая, розовая,
фиолетовая). Выкладывание из
палочек «Машина», «Вагончики».

8. Оценочные материалы.
Формами подведения итогов реализации программы и контроля
деятельности являются:
•
Наблюдение за игрой детей на занятиях;
•
Участие детей в совместной деятельности с педагогом.
Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание проблемно-игровых ситуаций, разработанных психологопедагогическим коллективом под руководством К.Л. Печорой «Контроль за
развитием детей раннего возраста». Таблица результатов заполняется два
раза в год.
Уровни: С - формировано, Н- не сформировано.
Проблемно-игровые ситуации:
Сенсорное развитие
1. «Геометрическая мозаика».
Геометрическая мозаика, к ней подобраны карточки с изображением не
сложных предметов, в основе которых лежат геометрические фигуры.
19

Методика. Ситуация специально подготовленная. Педагог показывает
карточку с геометрическими фигурами и просит выбрать
соответствующую картинку.
2. «Найди такого же цвета»
Материал. Цветное лото, в котором 4 карточки, окрашены в основные
цвета и 4 карточки с изображением разнообразных предметов таких же
цветов
изображения знакомых предметов, которые ранее не использовались).
Методика. Ситуация специально подготовленная. Взрослый раздаёт
ребёнку карточки. Соединить карточки и картинки по цвету.
3. «Сравни по длине (высоте)». Материал. Игрушки разной высоты.,
дорожки и бумаги разной длинны, ширены.
4. Методика. Ситуация специально подготовленная. Предложить детям
провести самую высокую игрушку по длинной дорожке, по широкой и
т.д.
Развитие навыков конструирования
5. «Подарок для игрушки». Материал. Конструктивный материал разного
качества, формы, цвета, размера, игрушки для обыгрывания.
Методика. Воспитатель предлагает построить подарок для игрушки.

Ф.И.
ребёнка

Диагностическая карта наблюдений
№ проблемно-игровой ситуации
1
2
3
4
5
Н.Г. К.Г Н.Г. К.Г Н.Г. К.Г Н.Г. К.Г Н.Г. К.Г

итог

9. Методическая литература
1. Логические блоки Дьенеша: наглядно-дидактическое пособие /
Методическое сопровождение разработано 3. А. Михайловой. — СПб.:
Корвет, 1995-2011.
2. Финкельштейн Б. Б. Давайте вместе поиграем: комплект игр. — СПб.:
Корвет, 1998-2011.
3. Финкельштейн Б. Б. Спасатели приходят на помощь: альбом. — СПб.:
Корвет, 2005-2011.
4. Финкельштейн Б. Б. Поиск затонувшего клада: альбом. — СПб.:
Корвет, 2005-2011.
5. Финкельштёйн Б. Б. Праздник в стране блоков: альбом. — СПб.:
Корвет, 2006-2011.
6. Финкельштейн Б. Б. Страна блоков и палочек: альбом. — СПб.: Корвет,
2008-2011.
20

7. Михайлова 3. А., Чеплашкина И. Н. Логика и цифры: игра. — СПб.:
Корвет, 2006-2011.
8. Цветные счетные палочки Кюизенера: наглядно-дидактическое
пособие / Методическое сопровождение разработано 3. А. Михайловой, И. Н. Чеплашкиной. — СПб.: Корвет, 1995—2011.
9. Финкельштейн Б. Б. На золотом крыльце сидели: альбом игр и
упражнений. — СПб.: Корвет, 2002—2011.
10.Финкельштейн Б. Б. Кростики. Посудная лавка: альбом. — СПб.:
Корвет, 2008-2011.
11.Михайлова 3. А., Чеплашкина И. Н. Играем в математику: игра. —
СПб.: Корвет, 2006-2011.
12.Ковалев С. В. Цветное панно: игра, — СПб.: Корвет, 2005—2011.

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».