Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Развитие интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста»
Эффективное
развитие интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста –
одна из актуальных проблем современности. На базе МБДОУ «ЦРР – детский сад №18
«Семицветик» разработана
дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Развитие
интеллектуально-творческих
способностей детей дошкольного
возраста» от 3 до 7 лет. Программа ориентирована на создание условий для развития личности ребенка, формирование интереса к техническому
творчеству, математике и предметам естественнонаучного цикла.
Нормативно-правовая
база.
·
Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об
образовании в Российской Федерации».
·
Приказ
Министерства образования и науки Российской федерации от 17.10.2013 №1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования»;
·
Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября
·
Письмо
МО РФ № 06-1844 от 11.12.2006г. «О примерных требованиях к программам
дополнительного образования детей»;
·
Приказ
Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008
·
Постановление Главного государственного санитарного
врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.1. 3049-13 «Санитарно-эпидимиологические требования
к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций» от 15 мая 2013 года № 26ОБ.
·
Комплексная программа «Уральская инженерная школа», указ губернатора Свердловской области от 6 октября 2014 года N 453-УГ
·
Устав
МБДОУ «ЦРР – детский сад №18 «Семицветик».
Вид
программы: дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая
Данная программа способствует успешному развитию
интеллектуально-творческих способностей
детей через организацию развивающих игр В.В.Воскобовича. В процессе
которых, происходит становление первых форм
абстракции, переход от практического мышления к логическому, развитие
восприятия, внимания, памяти, воображения. Формирует первые навыки практической
деятельности в процессе конструирования. Программа
составлена с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей данного
возраста.
Цели и задачи
реализации программы.
Цель: создание
условий для интенсивного развития интеллектуально-творческих способностей у
дошкольников, в процессе игровой деятельности с развивающими играми В.В.
Воскобовича.
В соответствии с
целью реализуются следующие задачи
программы:
·
Младший дошкольный возраст(3-4года):
1.
Поддерживать
детское любопытство и развивать интерес детей к совместному со взрослым и
самостоятельному познанию (наблюдать, обследовать, экспериментировать с
разнообразными материалами),
2.
Развивать
познавательные и речевые умения по выявлению свойств, качеств и отношений
объектов окружающего мира (предметного, природного, социального), способы
обследования предметов (погладить, надавить, понюхать, прокатить, попробовать
на вкус, обвести пальцем контур);
3.
Формировать
представления о сенсорных эталонах: цветах спектра, геометрических фигурах,
отношениях по величине и поддерживать использование их в самостоятельной
деятельности (наблюдении, игре- экспериментировании, развивающих и
дидактических играх и других видах деятельности).
4.
Обогащать
представления об объектах ближайшего окружения и поддерживать стремление
отражать их в разных продуктах детской деятельности.
5.
Способствовать
формированию навыков конструирования по образцу, с использованием схем
(натуральная величина, уменьшенный масштаб) , по собственному замыслу.
1.
Обогащать
сенсорный опыт детей, развивать целенаправленное восприятие и самостоятельное
обследование окружающих предметов (объектов) с опорой на разные органы чувств.
2.
Развивать
умение замечать не только ярко представленные в предмете (объекте) свойства, но
и менее заметные, скрытые; устанавливать связи между качествами предмета и его
назначением, выявлять простейшие зависимости предметов (по форме, размеру,
количеству) и прослеживать изменения объектов по одному - двум признакам.
3.
Обогащать
представления о мире природы, о социальном мире, о предметах и объектах
рукотворного мира.
4.
Проявлять
познавательную инициативу в разных видах деятельности, в уточнении или
выдвижении цели, в выполнении и достижении результата.
5.
Развивать
символическую функцию сознания через конструировании по силуэтным схемам и уменьшенного
масштаба.
6.
Способствовать
развитию технического творчества создавая конструкции по собственному замыслу,
по предложенным условиям.
·
Старший возраст
(5-6 лет):
1.
Развивать
интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных
проявлениях и простейших зависимостях.
2.
Развивать
аналитическое восприятие, умение использовать разные способы познания:
обследование объектов, установление связей между способом обследования и
познаваемым свойством предмета, сравнение по разным основаниям (внешне видимым
и скрытым существенным признакам), измерение, упорядочивание, классификация.
3.
Развивать
умение отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять, приводить
примеры и аналогии.
4.
Продолжать
способствовать развитию символической
функции сознания через конструирование с использованием разных видов схем.
5.
Способствовать
развитию технического творчества создавая конструкции по собственному замыслу,
по предложенным условиям. Умению самостоятельно создавать схемы полученных
конструкций.
·
Подготовительная к школе группа (6-7 лет):
1.
Формировать представление о свойствах и
отношениях объектов окружающего мира, в том числе и скрытых от непосредственного
восприятия (форме, цвете, размере, количестве, числе, части, целом,
пространстве, причинах и следствиях).
2.
Побуждать
дошкольников обосновывать и доказывать рациональность выбранного способа
действий (изменить; проверить путем подбора аналогичных объектов, используя при
этом соответствующую терминологию: увеличить, уменьшить, разделить на части,
соединить, изменить форму, расположение на листе и т. п.)
3.
Развивать интересы детей, любознательность,
познавательную мотивацию и
познавательные действия.
4.
Развивать самостоятельность,
инициативу, творчество в поиске вариативных способов сравнения, упорядочения,
классификации объектов окружения.
6.
Способствовать
проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных
логико-математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению
к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями
(по-своему, на уровне возрастных возможностей).
7.
Продолжать
способствовать развитию символической
функции сознания через конструирование с использованием разных видов схем.
Способствовать развитию технического творчества создавая конструкции по собственному замыслу, по предложенным условиям. Умению самостоятельно создавать схемы полученных конструкций.
В
обучении детей по программе «Развитие
интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста»
приоритетной формой организации детей
является объединение их в группы по 10-12 детей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение учебного года. Продолжительность занятий для
детей 3-4 лет -15 минут, 4-5 лет -20 минут, 5-6 лет – 25 минут, 6-7 лет – 30 минут