Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Юный Пифагор+: развитие сенсорных и конструктивных навыков детей раннего возраста»
Период
раннего детства – яркая и удивительная страница в жизни любого человека. Именно
в этот период начинается активный процесс познания мира, развития умственных способностей ребёнка.
Поэтому проблемы сенсорного развития, первых шагов в математику, становится
актуальным.
На базе МБДОУ «ЦРР-детский сад №18
«Семицветик» разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа социально-педагогической направленности «Юный Пифагор+: развитие
сенсорных и конструктивных навыков детей раннего возраста» (далее Программа). Программа ориентирована на создание условий для
развития сенсорных способностей, в частности математических, и мыслительных
умений малышей необходимых для конструктивных работ.
Нормативно-правовая
база
1. ФЗ № 273-ФЗ от
29.12.2012 «Об образовании в РФ».
2. Приказ
Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
3. Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(зарегистрирован в Минюсте РФ от 14.11.2013 № 30384)
4. Письмо МО РФ №
06-1844 от 11.12.2006 «О примерных требованиях к программам дополнительного
образования детей»
5. Приказ Минобрнауки
РФ от 29.08.2013 № 100
6. Постановление
Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПин 2.4.1
3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций» от 15.05.2013
№ 26ОБ
7. Комплексная
программа «Уральская инженерная школа», указ
губернатора Свердловской области
от 6 октября 2014 года N 453-УГ
8. Устав МБДОУ
«ЦРР-детский сад № 18 «Семицветик».
Вид программы: дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая.
Данная Программа способствует успешному развитию сенсорной культуры
детей, мыслительных умений через системную организацию игр проблемно- игровых технологий «Логические
блоки Дьениша» и «Палочки Кюизенера» ,которые помогают ребёнку овладеть
мыслительными операциями и действиями, важными, как в плане предматематической
подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. Включение в
игровую познавательную деятельность развивающих пособий «Бизиборд» способствуют
самостоятельному безопасному познанию детьми мира взрослых, развивают бытовые
навыки, тактильные ощущения.
Закладывается в сознание малышей начало элементарной алгоритмической
культуры мышления, развиваются способности действовать в уме, осваивается
представления о числах и геометрических фигурах, пространственное мышление.
Начинают формироваться первые умения конструирования. «Логические блоки Дьениша» и «Палочки
Кюизенера» являются основными дидактическими пособиями, на основе которых
выстроен математический курс программы «Детство» и используется с раннего
возраста. Наряду с использование развивающих игр в программу введена система
развития практических навыков действий ребёнка с сенсорными эталонами пособия
«Бизиборд», которая направлена на тактильное ознакомление детей с предметами окружающего мира.
Цели и задачи
реализации Программы.
Целью дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей Программы является создание
условий для развития сенсорного и конструктивного опыта малышей 1-3 лет в
процессе игровой деятельности с «Логическими блоками Дьенеша» и «Палочками
Кьюзинера».
В соответствии с целью реализуются следующие задачи Программы:
1. Поддерживать
интерес и активные действия детей с геометрическими телами и фигурами.
2. Формировать
представления о сенсорных свойствах и качествах предметов, развитие разных
видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного.
3. Формировать
обследовательские действия в первоначальном виде; учить выделять цвет, форму,
величину, как особые признаки предметов; сопоставлять предметы между собой по
этим признакам.
4. Содействовать
запоминанию и самостоятельному употреблению детьми слов-названий (цвет, размер,
форма) и результатов сравнения по свойствам (такой, не такой, разные, похожий,
больше, меньше).
5. Формировать
первоначальные навыки простейшей алгоритмической деятельности, чередование
предметов по форме, цвету, размеру.
6. Активизировать
освоение конструктивных материалов, поддерживать экспериментирование с ними,
развивать технические умения.
7. Формировать
умения создавать несложные конструкции
по образцу, условию, схемам натуральной величины, собственному замыслу.
Ассоциировать с предметами окружающего мира.
Приоритетной формой организации детей
является объединение их в группы по 6-8 детей. Занятия проводятся 1 раз в
неделю продолжительностью 10 мин. в течение учебного года. Общее количество
занятий-34. Все занятия выстроены с учетом индивидуальных и возрастных
особенностей детей с учетом принципа постепенного и постоянного усложнения.