Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по обучению плаванию "Дельфинёнок"
Пояснительная записка
Плавание
как вид спорта является одним из наиболее доступных и полезных для детей. В
процессе систематических занятий развивается, укрепляется и закаляется весь
организм: плавание является прекрасным средством профилактики и исправления
нарушений осанки, сколиозов, плоскостопия, укрепления сердечно-сосудистой и
нервной системы, развития дыхательного аппарата и мышечной системы, содействует
росту и укреплению костной ткани. У детей формируется культура поведения на
воде.
Современные
программы обучения детей плаванию включают в себя этап подготовительных
занятий, когда дети знакомятся со свойствами воды; подготовительные упражнения
на суше, обучение плаванию. Оптимальный возраст для начала работы с детьми
дошкольного возраста – 6-7 лет, но подготовительные упражнения могут быть
использованы на занятиях детьми 2-5 лет. Современные программы
обучения детей плаванию
включают в себя
этап подготовительных занятий, когда дети знакомятся со свойствами воды;
подготовительные упражнения на суше, обучение плаванию.
На базе МБДОУ «Центр развития ребёнка
–детский сад №18 «Семицветик» реализуется дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа по обучению плаванию «Дельфинёнок» для детей от 3 до 7 лет (далее Программа).
Актуальность
Программы заключается в
том, что купание,
игры на воде, плавание благоприятны
для всестороннего физического
развития ребенка.
Работоспособность мышц у
дошкольников невелика, они
довольно быстро утомляются при статических
нагрузках. Детям более
свойственна динамика. Во
время плавания чередуются напряжение
и расслабление разных
мышц, что увеличивает
их работоспособность и силу. В воде уменьшается статическое напряжение
тела, снижается нагрузка на еще не окрепший и податливый детский позвоночник,
который в этом случае
правильно формируется,
вырабатывается хорошая осанка.
В то же
время активное движение ног в
воде в без опорном положении укрепляет стопы ребенка и предупреждает развитие
плоскостопия. Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию
органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе
мышц, необходимости преодолевать сопротивление
воды. Улучшается сердечная
деятельность,
подвижность грудной
клетки, увеличивается жизненная
емкость легких. Регулярные занятия плаванием
положительно влияют на
закаливание детского организма. Одновременно с
обучением плаванию детям
прививаются умения и
навыки самообслуживания, что очень важно для всестороннего развития. Особенности
данной программы в ускоренном обучении плаванию
стилем кроль на груди, кроль на
спине. Знакомство с
техникой плавания способами
брасс, дельфин. Важным аспектом
программы является формирование у ребенка умения сочетать дыхание
с движениями
рук и ног. Плавание благоприятно влияет не только на физическое развитие
ребенка, но и на формирование его личности. Не всем детям общение с водой
доставляет удовольствие и радость, некоторые боятся входить в воду, боятся
глубины. Психологами установлено, что главная опасность на воде – не действия в
ней, а чувство страха и боязнь глубины.
Именно поэтому первые
шаги обучению плаванию
направлены на то,
чтобы помочь ребенку преодолеть
это неприятное и небезобидное
чувство. Занятия плаванием развивают такие черты личности, как целеустремленность, настойчивость,
самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность. Умение действовать
в коллективе, проявлять
самостоятельность.
Для обучения по предлагаемой
программе необходимо предоставить медицинское заключение об отсутствии
противопоказаний или иной информации о состоянии здоровья воспитанника. Форма
обучения очная.
Нормативно-правовая база.
·
Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об
образовании в Российской Федерации».
·
Приказ
Министерства образования и науки Российской федерации от 17.10.2013 №1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования»;
·
Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября
·
Письмо
МО РФ № 06-1844 от 11.12.2006г. «О примерных требованиях к программам
дополнительного образования детей»;
·
Приказ
Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008
·
Постановление Главного государственного санитарного
врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.1. 3049-13 «Санитарно-эпидимиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций» от 15 мая 2013 года № 26ОБ.
·
Устав
МБДОУ «ЦРР – детский сад №18 «Семицветик».
Вид Программы: общеразвивающая.
Цель Программы:
создание условия для обучения детей дошкольного возраста плаванию, закаливание
и укрепление детского организма, обеспечение всестороннего физического
развития.
Задачи Программы:
1)
Сформировать теоретические и
практические основы освоения водного пространства.
2)
Освоить технические элементы плавания.
3)
Обучать различным видам передвижения в
воде.
4)
Обучить основным способом плавания
«Кроль»; «Брасс», «Дельфин».
5)
Учить правилам безопасного поведения на
воде.
Методика
обучения плаванию дошкольников основывается на основных дидактических
требованиях педагогики и имеет воспитывающий и развивающий характер.
Основные
принципы при обучении детей плаванию:
•
построение образовательной деятельности на основе
индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится
активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом
образования;
•
осуществление образовательной деятельности по принципу
усложнения (постепенного и постоянного);
•
систематичность - занятия проводятся в
системе,;
•
наглядность - объяснение упражнения с
демонстрацией изучаемого способа плавания;
•
доступность - объяснения инструктора,
показ упражнений, их выполнение.
В обучении детей
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности
«Дельфинёнок» программе приоритетной формой организации детей является объединение их
в группы не более 14 детей. Занятия
проводятся 1 раз в неделю в течение учебного года с октября по май продолжительность занятия детей 3-4
лдет-15 минут, 4-5 лет-20 минут, 5-6 лет
– 25 минут, 6-7 лет – 30 минут. Все занятия выстроены с учетом
индивидуальных и возрастных особенностей детей с учетом принципа постепенного и
постоянного усложнения.
Основной
формой обучения в дошкольном возрасте является игра, построенная на знакомых
ребенку образах и представлениях и сопровождаемая четким выразительным показом.
Превращению игровой ситуации в учебную способствует последовательный переход от
простого передвижения по дну (привыкание к воде) к разучиванию определенных
плавательных движений.
Необходимое условие успеха в работе с дошкольниками по реализации
представляемой Программы — это
поддержание положительного отношения детей к занятиям на всех этапах обучения.
Инструктор-педагог стремиться к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли
ребятам удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности и стремлению
хорошо плавать