Когда обращаться к логопеду

28.11.2018

1. СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО У ВАШЕГО РЕБЕНКА ДОСТАТОЧНО РАЗВИТА РЕЧЬ?

2. ПОНЯТНА ЛИ РЕЧЬ ВАШЕГО РЕБЕНКА ДЛЯ ОКРУЖАЮЩИХ?

3. ИСПЫТЫВАЕТ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК ТРУДНОСТИ ПРИ РАССКАЗЫВАНИИ ЗНАКОМЫХ СКАЗОК, СТИХОВ?

4. СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО ВАШЕМУ РЕБЕНКУ НЕОБХОДИМА ПОМОЩЬ ЛОГОПЕДА?

 

Нарушение речи — это не только нарушение звукопроизношения. Несомненно, формирование нормативного звукопроизношения играет важную роль, но существуют и другие важные параметры речи, с которыми Вы познакомитесь прочитав эту статью.

Начните с себя! Хотите ли Вы, чтобы Ваш ребенок имел речевое развитие хуже, чем у Вас? Как у Вас? Или лучше, чем у Вас? Спросите себя: «Что я могу сделать для этого?»

Наши рекомендации помогут вам разобраться нужна ли вашему ребенку помощь специалистов или Вы сами можете помочь Вашему ребенку вырасти лучшим.

 

 

После 4,5 лет у детей начинает формироваться умение составлять рассказ (связное высказывание монологического характера).

     Следующее тестирование предназначено для детей  4,5 – 6 лет.

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

 

Под связной речью мы понимаем смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение, взаимопонимание. Основная функция – коммуникативная. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания.

 

Задание 1.

Попросите ребенка внимательно рассмотреть картинку и рассказать, что нарисовано на ней.  Скажите ему: «Внимательно рассмотри картинку. Если тебе что-то непонятно, спроси у меня. Расскажи, что нарисовано на картинке». Если малыш молчит, задайте ему вопросы: «Кого ты видишь, где это происходит, что делают дети, что они делали до этого момента, что будут делать после этого?»

Параметры оценки :

Ребенок составил рассказ самостоятельно.

Ребенок составил рассказ с небольшой помощью (вы задали ему один-два вопроса).

Ребенок составил большой развернутый рассказ, проявив фантазию.

В рассказе были использованы разные слова (богатый словарный запас).

Ребенок строил фразы правильно, без ошибок.

Ребенок использовал предложения, состоящие из четырех и более слов.

Все звуки ребенок произносит правильно.

Речь была в нормальном темпе.

Речь плавная, без больших пауз между словами, между слогами.

Речь выразительная, голос звонкий, без гнусавого оттенка.

Трудности

Дальнейшие действия

Ребенок не смог составить рассказ самостоятельно

Переходите к следующему пункту — составление рассказа по серии картинок

Ребенок только перечислял предметы на картинке

 Ребенок использовал отдельные очень короткие предложения

Вам надо провести полное экспресс-обследование. Возможно, что у ребенка значительные проблемы. Ему нужна срочная консультация специалиста. Начните с логопеда

Ребенок допускает ошибки грамматического характера (говорит «не по-русски»)

Обратите особое внимание на раздел Обследование грамматического строя речи. Обратитесь за консультацией к логопеду

У ребенка неразборчивая речь. Он глотает слова, неправильно произносит многие звуки

 Ребенок только некоторые звуки произносит неправильно, как иностранец

Обратитесь к разделам Обследование навыка звукопроизношения, Обследование слоговой структуры слова, Обследование фонематического восприятия. Вашему ребенку нужны занятия с логопедом

Речь ускоренная, «захлебывающаяся», у ребенка время от времени появляются запинки

Внимание, возможно появление заикания. Срочная консультация у логопеда или невропатолога

Речь очень медленная, большие паузы не только между словами, но и между слогами. Ребенок говорит как будто по слогам, при этом многие слова коверкает

Обратите внимание на разделы Обследование грамматического строя речи и Обследование слоговой структуры слова. Если вы не обнаружили речевых трудностей, возможно, что это проявление особенности типа нервной системы ребенка. Посоветуйтесь с невропатологом или психологом

Вас насторожил голос ребенка: он хриплый или, быть может, с гнусавым оттенком, хотя у ребенка нет насморка

Начните с консультации отоларинголога

 

Задание 2.

 

     Попросите ребенка внимательно рассмотреть картинки и рассказать, какое событие на них изображено. Связаны ли картинки между собой или это разные истории? Попросите доказать свое мнение.

     Предложите ребенку представить, что картинки – это кадры из мульфильма, и попросите придумать этот мульфильм.

Параметры оценки:

Ребенок составил рассказ самостоятельно.

 Ребенок составил рассказ с небольшой помощью (вы задали ему один-два вопроса).

 Ребенок составил большой развернутый рассказ, проявив фантазию.

 В рассказе были использованы разные слова (богатый словарный запас).

Ребенок строил фразы правильно, без ошибок.

Ребенок использовал предложения, состоящие из четырех и более слов.

Все звуки ребенок произносит правильно.

Речь была в нормальном темпе.

Речь плавная, без больших пауз между словами, между слогами.

 Речь выразительная, голос звонкий, без гнусавого оттенка.

Трудности

Дальнейшие действия

Ребенок не смог обнаружить связи между картинками

Вам надо срочно проконсультироваться со специалистами. Начните с психолога или психоневролога

Ребенок часто отвлекается от темы рассказа, много посторонних деталей

Возможно, вы уделяете ребенку мало внимания. Посоветуйтесь с психологом

Ребенок только перечислял предметы на картинке

 Ребенок использовал отдельные очень короткие предложения

Вам надо провести полное экспресс-обследование. Возможно, что у ребенка значительные проблемы. Ему нужна срочная консультация специалиста. Начните с логопеда

Ребенок допускает ошибки грамматического характера (говорит «не по-русски»)

Обратите особое внимание на раздел Обследование грамматического строя речи. Обратитесь за консультацией к логопеду

У ребенка неразборчивая речь. Он глотает слова, неправильно произносит многие звуки

 Ребенок только некоторые звуки произносит неправильно, как иностранец

Обратитесь к разделам Обследование навыка звукопроизношения, Обследование слоговой структуры слова, Обследование фонематического восприятия. Вашему ребенку нужны занятия с логопедом

Речь ускоренная, «захлебывающаяся», у ребенка время от времени появляются запинки

Внимание, возможно появление заикания. Срочная консультация у логопеда или невропатолога

Речь очень медленная, большие паузы не только между словами, но и между слогами. Ребенок говорит как будто по слогам, при этом многие слова коверкает

Обратите внимание на разделы Обследование грамматического строя речи и Обследование слоговой структуры слова. Если вы не обнаружили речевых трудностей, возможно, что это проявление особенности типа нервной системы ребенка. Посоветуйтесь с невропатологом или психологом

Вас насторожил голос ребенка: он хриплый или, быть может, с гнусавым оттенком, хотя у ребенка нет насморка

Начните с консультации отоларинголога

 

 

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

 

      Грамматика, грамматический строй — совокупность закономерностей какого-либо языка, регулирующих правильность построения значимых речевых отрезков.

      Важным показателем правильной речи ребёнка является умение использовать предлоги, верно согласовывать существительные с прилагательными и числительными. К 3 – 4 годам дети в основном правильно употребляют в самостоятельной речи все простые предлоги, свободно пользуются ими в своих высказываниях.

      К пяти годам дети усваивают основные формы согласования слов: существительных с прилагательными всех трёх родов, с числительными в именительном падеже.

 

Задание 1.

Попросите ребенка рассмотреть подряд три картинки и рассказать Вам, что на них нарисовано. Если ребенок отвлекается, показывайте ему по одной картинке. Прикрывая остальные листком бмаги.

 

Параметры оценки:

       Ребенок составил предложения самостоятельно.

      Ребенок составил предложения с небольшой помощью (вы задали ему один-два вопроса).

      Ребенок составил рассказ, проявив фантазию.

      В предложении ребенок использовал слова «потому что», «так как», «поэтому».

      Ребенок составил сложные предложения, состоящие из нескольких частей.

       Ребенок строил предложения правильно, без ошибок.

      Ребенок использовал предложения, состоящие более чем из четырех слов.

Трудности

Дальнейшие действия

Ребенок не смог составить предложения самостоятельно

Продолжите обследование грамматического строя речи, возможно, что у вашего ребенка большие проблемы с формированием речи и ему требуется консультация логопеда

Ребенок только перечислял предметы на картинках

 Ребенок составляет очень короткие предложения

Вам надо провести полное экспресс-обследование. Возможно, что у ребенка значительные проблемы. Ему нужна срочная консультация специалиста. Начните с логопеда

Ребенок допускает ошибки грамматического характера (говорит «не по-русски»)

Продолжите обследование грамматического строя речи, возможно, что проблемы серьезные и вашему ребенку требуется срочная консультация логопеда

 

Задание 2.

Попросите ребенка рассмотреть все картинки и поиграть в игру «Жадина». Можно рассказать сказку, что когда-то на свете жил-был один жадный мальчик (девочка), который не любил ни с кем делиться. Что он не увидит, про все говорил «мое». Попросите ребенка изобразить этого жадину и ответить вам, о каких предметах, нарисованных на картинках, это мальчик (девочка) сказал бы «мой», о каких «моя» и т.д.

     Другой вариант игры – «Добрый мальчик (девочка)». Попросите ребенка разделить предметы, нарисованные на картинке, между вами. Например: «мое солнце», «мой мишка», «твоя пирамидка», «твои брюки» и т.д.

 

Параметры оценки:

Ребенок выполнил все задание правильно.

Ребенок ошибся один раз (не знал предмета, изображенного на картинке). Ошибся один-два раза, но быстро исправил сам себя.

 

Трудности

Дальнейшие действия

Ребенок не смог составить большинство словосочетаний правильно и не замечает своих ошибок

Ребенок сделал больше трех ошибок и исправил их только после того, как вы обратили его внимание на эти ошибки

Продолжите обследование грамматического строя речи, возможно, что у вашего ребенка большие проблемы с формированием речи и ему требуется срочная консультация логопеда

Ребенок ошибается при согласовании с именами существительными среднего рода (солнце, окно, яблоко, яйцо) или множественного числа (брюки, очки, ножницы, книги, глаза)

Потренируйтесь с ребенком правильно составлять словосочетания с этими словами. В конце обследования вернитесь к этому материалу. Если ребенок по-прежнему ошибается и, кроме того, у него есть другие речевые недостатки, лучше обратиться за консультацией к логопеду

 

Задание 3.

 

Попросите ребенка рассмотреть верхний ряд картинок и ответить на вопрос: «Где лежат карандаши?» (в коробке, на коробке, за коробкой, перед коробкой). Если возникают сложности с ответом по картинке, можно смоделировать ситуацию на реальной коробке с карандашами.

Затем попросите ребенка рассмотреть другие картинки и найти один предмет, изображение которого повторяется. Это мяч. Затем задайте вопрос по этим картинкам:

 - Где лежит мяч? – мяч лежит под стулом

- Где летит мяч? – Мяч летит над забором

- Откуда мельчик достает мяч? – мальчик достает мяч из-под дивана

- Где мяч? – над головой девочки, над девочкой.

Если ребенок затрудняется ответить по картинкам, проделайте те же манипуляции с настоящим мячом.

Параметры оценки:

      Ребенок составил предложения самостоятельно.

      Ребенок составил предложения с небольшой помощью (вы задали ему один-два вопроса).

      Ребенок выполнил все задание правильно.

      Ребенок ошибся один раз (не понял ситуации, изображенной на картинке). Ошибся один-два раза, но быстро исправил сам себя

Трудности

Дальнейшие действия

Ребенок не смог составить большинство словосочетаний правильно и не замечает своих ошибок Ребенок сделал больше трех ошибок и исправил их только после того, как вы обратили его внимание на эти ошибки

 Ребенок неправильно использует падежные окончания имен существительных Ребенок неправильно произносит предлоги или заменяет одни предлоги на другие, не подходящие по смыслу

Продолжите обследование грамматического строя речи, возможно, что у вашего ребенка большие проблемы с формированием речи и ему требуется срочная консультация логопеда

Ребенок не знает некоторых предлогов

Потренируйтесь с ребенком правильно составлять словосочетания с этими словами. В конце обследования вернитесь к этому материалу. Если ребенок по-прежнему ошибается и, кроме того, у него есть другие речевые недостатки, лучше обратиться за консультацией к логопеду

 

Задание 4.

 

Словообразование и словоизменение

 

В конце каждого столбика мы поставили бессмысленные слова или слова из «тарабарского языка». Если ребенок в процессе игры освоил отрабатываемую лингвистическую модель, то и эти слова он будет изменять, не задумываясь, по этой модели.

 

а) Измени слова по образцу: 

 Карандаш — карандаши

 Шкаф —

Стол —

Нос —

Компьютер —

Баркатор —

 

Дерево — деревья

Крыло —

Перо —

 Стул —

Лист —

Намасо —

 

Лоб — лбы

Рот —

Лев —

 Палец —

 Пловец —

 Грамалец —

 

б) Измени слова по образцу: 

Тигр — тигрица-тигренок-тигрята

Волк —

Лев —

Слон — слониха —

Корзун —      Хочу такой сайт

 

 

Стул — стульчик

Суп —

Диван —

Барабан —

Жуван —      

 

 

Учить — учитель

Строить —

Водить (машину) —

Хранить —

Вартить —    

 

Параметры оценки:

Ребенок выполнил все задание правильно.

Ошибся один-два раза, но быстро исправил сам себя.

Трудности

Дальнейшие действия

Ребенок не мог понять, что от него требуется

Попробуйте в свободное время поиграть с ребенком в слова. Если возникли трудности в процессе игры, обратитесь за консультацией к логопеду

Ребенок смог самостоятельно изменять слова только после изучения 3-4 примеров Ребенок сделал больше трех ошибок в каждой серии заданий и исправил их только после того, как вы обратили его внимание на эти ошибки

Возможно, что у вашего ребенка отмечаются и другие недостатки в развитии речи. Продолжите обследование. Мы рекомендуем вам срочно обратиться за консультацией к логопеду

 

СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВА

 

Под понятием “слоговая структура” слова принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове.) Слог — минимальная произносительная единица. Ребенок осваивает слова, состоящие из разного количества слогов, из слогов, различных по составу, постепенно. Отклонения в воспроизведении слогового состава носят тот или иной характер изменений правильного слогового звучания и могут проявляться следующим образом:

1. Нарушение количества слогов:

-     сокращение (пропуск) слога – “моток” = “молоток”

-     опускание слогообразующей гласной — “пинино” = “пианино”

-     увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных – “команата” = “комната”

2.        Нарушение последовательности слогов в слове:

-     перестановка слогов – “деворе” = “дерево”

-     перестановка звуков соседних слогов – “гебемот” = “бегемот”

3.        Искажение структуры отдельного слога:

-     сокращение стечений согласных – “тул” = “стул”

-     вставки согласных в слог – “лимонт” = “лимон”

4.        Уподобление слогов – “кококосы ” = “абрикосы”

5.        Персеверации (циклический повтор, настойчивое воспроизведение):

-     “били…били…билитекарь”+ “библиотекарь”

6.        Антиципации (замена предшествующих звуков последующими):

-     “нананасы”=“ананасы”.

7.        Контаминации (смешение слов)

-     “в холодильнице”= “в хлебнице и холодильнике”.

Попросите ребенка рассмотреть картинки и назвать, что на них нарисовано.

 

 

Параметры оценки:

Ребенок все слова произносит правильно.

Ребенок ошибся один-два раза, но быстро исправил себя сам.

 

Трудности

Дальнейшие действия

Ребенок произносит только отдельные слоги, не может проговорить все слово целиком Ребенок сокращает слово, пропуская некоторые слоги или не договаривая слово до конца Ребенок говорит очень странно. Он один слог произносит многократно, заменяя им другие слоги

Ребенок пропускает согласные там, где они стоят рядом

 Ребенок произносит слово несколько раз по- разному

Если ошибка носит единичный характер, потренируйтесь произносить это слово правильно. Через несколько дней оцените результат вашей работы. Если ошибок много, проконсультируйтесь с логопедом. Возможно, что у вашего ребенка есть и другие проблемы

 

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

 

возраст

Гласные звуки

Согласные звуки

1-2 года

А, О, Э

П, Б, М

2-3 года

И, Ы, У

Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й

3-4 года

 

С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ

5-6 лет

 

Л, Р

 

      Формирование звукопроизношения при норме речевого развития заканчивается в возрасте примерно 5 -5,5 лет. К этому времени ребенок должен научиться правильно произносить все звуки (фонемы) родного языка, правильно использовать их в самостоятельной речи и не смешивать между собой.

Если у ребенка, независимо от возраста, отмечаются искажения какого-либо звука при его произнесении, т.е. звук есть, но он «неправильно» звучит или заменяется другим «неправильно» звучащим звуком, то вам срочно требуется консультация логопеда.

     Если ребенок смешивает звуки – вместо одного звука, который УМЕЕТ произносить, например, «Ш», произносить другой, например, «С». Вместо шапка – сапка, кошка- коска. Аналогичные ошибки ребенок может делать в дальнейшем на письме.

     Понаблюдайте за ребенком в общении, все ли он произносит правильно, правильно ли артикулирует: не высовывает ли язык, не раздувает ли щеки.

 

Попросите ребенка рассмотреть картинки и назвать их по очереди, а сами внимательно понаблюдайте, как произносит ребенок эти звуки.

     Скороговорки произносятся сначала в нормальном темпе ил даже немного замедленном, а потом с постепенным ускорением.

Шла Саша по шоссе.

На дворе растет трава, на траве лежат дрова.

 Куры клюют просо.

На горке горько ревет Егорка. Взял Валерка тарелку, взял Валерка другую.

 У пеньков опять пять опят.

 Как страшно мышке жить в норушке, у кошки ушки на макушке.

 Тощий Тимка всех тощее, тоще тощего Кощея.

Бегут ручьи, кричат грачи, и лишь сычи молчат в ночи.

 Не велика птица синица — да умница.

 

Параметры оценки:

Ребенок все звуки произносит правильно.

Ребенок ошибся один-два раза, но быстро исправил себя сам.

 

Трудности

Дальнейшие действия

Речь ребенка неразборчива. Его могут понять только родители и те, кто его хорошо знают Ребенок многие звуки произносит мягко, как будто он еще маленький Ребенок говорит очень странно. Преобладают твердые звуки, как будто у него акцент

Срочно к логопеду

Ребенок звук «р» произносит как француз. У него красивый грассирующий звук

Ребенок произносит звуки «с», «з», «ц», как англичанин, между зубами

У ребенка при произнесении звуков «ш», «ж» немного раздуваются щеки

При произнесении некоторых звуков в речи ребенка появляется хлюпающий призвук, воздух идет как-то вбок

 Я не могу понять, но что-то ребенок произносит не так

Не важно, сколько вашему ребенку лет. У него сформированы неправильные артикуляционные уклады. Ему требуются занятия с логопедом. Чем раньше вы выясните, что с ребенком, тем быстрее вы решите свои проблемы

У моего ребенка нет звука «р»

Если вашему ребенку больше 5 лет, лучше обратиться к логопеду. Специалист решит, можно ли еще ждать или пора начать занятия

Ребенок смешивает звуки или использует звук, где надо и не надо

Такое бывает в течение одного-двух месяцев, если ребенок только научился произносить новый звук, например звук «р». Он им заменяет даже звук «л», который он умел произносить хорошо. Если вы от- мечаете замены и смешения звуков на протяжении продолжительного времени, проверьте, различает ли ребенок эти звуки на слух (см. раздел Обследование фонематического восприятия), и обратитесь к логопеду. Этот недостаток может проявиться на письме

 

 

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

      В основе грамотного письма лежит умение ребенка правильно различать звуки речи — фонемы. В системе русского языка одни фонемы имеют значительные отличия друг от друга и легко различаются детьми, другие очень близки по звучанию или способу произношения и часто смешиваются. Одним из признаков неблагополучия в развитии фонематического восприятия могут служить замены и смешения фонем в устной речи. В ряде случаев с устной речью все в порядке, а проблемы фонематического восприятия существуют. Несвоевременно выявленная недостаточность фонематического восприятия может проявиться уже в послебукварном периоде, когда ученики начинают писать диктанты.

 

 

Во время игры ребенок не должен видеть Вашей артикуляции, т.е. Ваших губ, когда Вы произносите эти слоги. Закройте нижнюю часть лица листом бумаги. Одна пара или тройка слогов произносится в нормальном темпе голосом средней громкости и повторяется не более двух раз. Слоги произносятся построчно.

 

Игра «Запоминайка». Послушай и повтори:

4,5-5,5лет

 

Ма-мя мя-ма

Пы-пи пи-пы

 

Та-да дя-тя

Ба-па  пы-бы

 

Са-за  са-ся  зи-зы

Са-ца  ца-са  та-ца

Ша-жа  жи-ши  ша-ща

Ча-тя ща-ча

Са-ша  жа-за  ча-ца

  

Ра-ла  ря-ля  ра-ря

Ля-ла   я-ля

 

Старше 5,5 лет

 

Ма-мя-мя   мя-ма-мя

Пы-пи-пы   пи-пы-пы

 

Ta-да-та   дя-тя-дя

Ба-па-па   пы-бы-пы

 

Са-за-са   са-ся-ся   зи-зы-зы

Са-ца-ца   ца-са-ца   та-ца-та

Ша-жа-ша   жи-ши-жи   ша-ща-ча

Ча-тя-ча   ща-ча-ца

Са-ша-са   жа-за-са   ча-ца-та

 

Ра-ла-ра   ря-ля-ла   ра-ря-ра

Ля-ла-ля   я-ля-ля

 

Параметры оценки:

 Ребенок все слоги воспроизвел правильно.

 Ребенок ошибся один-два раза, но быстро исправил себя сам

 

Трудности

Дальнейшие действия

Ребенок делает ошибки время от времени. При этом, если вы начинаете говорить громче или медленнее, у него улучшается качество ответов Ребенок, как правило, дает правильные ответы при повторном проговаривании «цепочки» слогов взрослым

Если ошибка носит единичный характер, возможно, что он в этот момент просто отвлекся. Если ошибки носят регулярный характер, а ваш ребенок собирается в этом году идти в школу, есть смысл сходить на консультацию к психологу. Скоро вашему ребенку придется сидеть на уроках, внимательно слушать учителя, делать домашние задания. Для этого нужно устойчивое внимание. Если ошибок много, проконсультируйтесь с логопедом. Возможно, у ребенка есть проблемы

У ребенка отмечаются устойчивые ошибки в различении одной или двух пар звуков

Это не катастрофа, но лучше начать занятия с логопедом как можно раньше

У ребенка отмечаются устойчивые ошибки в различении более двух пар звуков

Это довольно серьезно. Срочно обратитесь к логопеду

 

Подведение итогов:

 

Общий итог тестирования

Рекомендации

Ребенок справился со всеми заданиями успешно.

Поздравляем Вас и вашего ребенка! Но не забудьте, что дальнейшее развитие зависит от Вашего общения с ним. Успехов вам!

В некоторых аспектах речи Вы отметили отдельные недостатки

Не ждите, когда все пройдет само, обратитесь к специалисту указанного в рекомендациях профиля. Лучше решить проблему, какой бы мелкой она вам ни казалась, чем потом жалеть об упущенных возможностях.

Те или иные недостатки отмечены в каждом параметре речевого развития

Вам нужна срочная консультация! Возможно, речь идет об организации коррекционной помощи. Вовремя организованная помощь поможет избежать проблем в школе.

В каждом задании Вы отметили много недочетов в развитии речи Вашего ребенка. Возможно, у ребенка возникали проблемы в назывании предметов на картинках

Вашему ребенку нужно подробное обследование специалистов. Начните с логопеда.


Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 28.11.2018

Дата обновления: 28.11.2018

Дата публикации: 28.11.2018

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».