В.М. Васнецов "Богатыри"
15.07.2024
Богатыри
Виктор Васнецов. Богатыри. 1881-1898.
Виктор Михайлович Васнецов (родился 15
мая 1848 г. — умер 23 июля 1926 г.) — русский живописец и архитектор XIX-XX
веков, который первым возвел сказочный жанр в ранг высокого искусства и стал
ярким представителем неорусского стиля. Картины Виктора Васнецова — это
мастерски исполненное воплощение фольклорных образов, взятых из преданий,
сказок и былин.
https://veryimportantlot.com/ru/news/obchestvo-i-lyudi/viktor-vasneczov-tvorchestvo-i-kartiny
Картина Виктора Михайловича Васнецова
"Богатыри" по праву считается настоящим народным шедевром и символом
отечественного искусства. Создавалась картина во второй половине XIX века,
когда среди русских художников была очень популярна тема народной
культуры, русского фольклора. Для многих художников, это увлечение оказалось
кратковременным, но у Васнецова народная фольклорная тематика стала основой
всего творчества.
На картине "Богатыри" изображены три русских богатыря: Илья
Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович - знаменитые герои народных
былин.
Исполинские фигуры богатырей и их коней, расположенные на переднем плане
картины, символизируют силу и мощь русского народа. Этому впечатлению
способствуют и внушительные размеры оригинала картины - 295 х 446 см.
Работа над картиной
Первый набросок Васнецов сделал в начале 1870-х в Париже в мастерской своего
друга Василия
Поленова. Виктор Михайлович хотел подарить эту безделицу
товарищу, на что последний ответил: «Преподнесёте, когда исполните
картину».
Осуществление замысла стало для Васнецова, как он сам говорил, «долгом, обязательством перед народом, который [меня] вырастил, воспитал, вооружил умением». «Я работал над «Богатырями», может быть, не всегда с должной напряженностью, но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука!» — признавал живописец.

В 1876 году был сделан знаменитый эскиз с уже найденной основой композиционного
решения.
Работа над самой картиной длилась с 1881 по 1898 год. Готовая картина была
куплена П. Третьяковым, и до сих пор она украшает Государственную Третьяковскую
галерею в Москве.
Огромный холст переезжал вместе
с художником и его семьёй с квартиры на квартиру;
из Москвы в Киев и обратно; летом — за город. Сын
Васнецова Алексей вспоминал: «Богатыри» — это для нас была…
не картина, а что-то необходимое в жизни — постоянная
обстановка жизни, как стены, потолки, обед, чай".
Васнецов несколько раз переделывал
отдельные места. Особенно долго он искал образ Добрыни Никитича.
За основу был взят эскиз, сделанный с одного крестьянина,
а детали — с портретов родственников. В итоге лицо Добрыни
стало собирательным типом Васнецовых.
Лицо Ильи Муромца художник собирал черта
за чертой, наблюдая за крестьянами. А для Алёши Поповича
позировал младший сын Саввы Мамонтова Андрей. Кстати,
из конюшень Мамонтова и богатырские кони — их приводили
в поле к Васнецову, где тот фактически поселился, чтобы писать
картину.
В чистом поле на боевом
дежурстве главные былинные герои-защитники: Добрыня Никитич, Илья Муромец
и Алёша Попович. Они оглядывают окрестности — не видать ли
врага али не творится где несправедливость какая. Этим сюжетом Виктор
Васнецов хотел на пороге 20-го века обозначить преемственность
героического прошлого русского народа с его великим будущим. Богатыри
здесь — это не конкретные былинные персонажи, но аллегория
созидательных сил. При этом поле — не конкретное место на карте,
а вся Русь.
Богатыри «жили» в разное время и могли «встретиться» только
на картине Васнецова. Когда Илья Муромец был таким, каким его изобразил
художник, Добрыня должен был быть стариком, а Алёша Попович —
мальчиком.
За героями — могилы воинов,
павших в битвах. На переднем плане — молодая поросль как символ
грядущих поколений. Герои находятся между символами прошлого и будущего
как звенья в бесконечной цепи защитников Родины.
Про Илью Муромца
В центре картины изображён Илья Муромец, народный любимец, герой русских
былин. Не всем известно, что Илья Муромец не сказочный персонаж, а реальное
историческое лицо. История его жизни и ратных подвигов - это реальные события.
Впоследствии, закончив свои труды по охране родины, он стал монахом
Киево-Печёрского монастыря. Был причислен к лику святых.
Васнецов эти факты знал, создавая образ Ильи Муромца. "Матёр человек
Илья Муромец" - говорит былина. А на картине Васнецова мы видим могучего
воина и при том бесхитростного открытого человека. В нём сочетаются исполинская
сила и великодушие. "А конь под Ильёй лютый зверь" - продолжает
сказание. Мощная фигура коня, изображённого на картине с массивной
металлической цепью вместо упряжки, свидетельствует об этом.
Про Добрыню Никитича
Добрыня Никитич по народным преданиям был очень образованным и мужественным
человеком. С его личностью связано много чудес, например, заговорённая броня на
его плечах, волшебный меч-кладенец.
Добрыня изображён таким, как и в былинах - величавым, с тонкими,
благородными чертами лица, подчёркивающими его культурность, образованность,
решительно вынимающий меч из ножен с готовностью броситься в бой, защищая свою
родину.
Про Алёшу Поповича
Алёша Попович по сравнению с товарищами молод и строен. Он изображён с
луком и стрелами в руках, но прикреплённые к седлу гусли свидетельствуют о том,
что он не только бесстрашный воин, но и гусляр, песенник, весельчак. В картине
много таких деталей, которые характеризуют образы её персонажей.
Упряжки коней, одежда, амуниция не вымышленные. Такие
образцы художник видел в музеях и читал их описания в исторической литературе.
Художник мастерски передаёт состояние природы, как бы предвещающей о
наступлении опасности. Но богатыри представляют собой надёжную и мощную силу
защитников родной земли.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.07.2024
Дата обновления: 15.07.2024
Дата публикации: 15.07.2024