В.М. Васнецов "Иван-царевич на Сером волке"
15.07.2024
Иван-царевич на Сером волке
Виктор Васнецов. Иван-царевич на Сером
волке. 1889.
Виктор Михайлович Васнецов (родился 15
мая 1848 г. — умер 23 июля 1926 г.) — русский живописец и архитектор XIX-XX
веков, который первым возвел сказочный жанр в ранг высокого искусства и стал
ярким представителем неорусского стиля. Картины Виктора Васнецова — это
мастерски исполненное воплощение фольклорных образов, взятых из преданий,
сказок и былин.
https://veryimportantlot.com/ru/news/obchestvo-i-lyudi/viktor-vasneczov-tvorchestvo-i-kartiny
«Иван-царевич на Сером волке» — известная
картина, написанная Виктором Михайловичем Васнецовым в 1889 году. В центре
композиции изображена группа сказочных персонажей. Иван-царевич восседает на
бегущем во весь опор Сером волке, нежно придерживает Елену Прекрасную. Справа
от героев на холсте раскинулась цветущая яблоня. Слева и сзади их окружает дремучий
лес, с вековыми стволами поросших мхом деревьев без листвы. Под ногами —
непроходимое болото с мерцающими белыми кувшинками. Таинственное, напряжённое
произведение передаёт динамизм ситуации, погружает зрителя в сказочный мир, где
на одно мгновение соединились добро и зло, тревога и красота.
Виктор Михайлович Васнецов — великий русский
художник конца XIX — начала XX века, основоположник нового стиля в живописи,
сумевший разгадать и выразить тайну русской души. Родившись и прожив почти 20
лет в северной русской деревне, в нём рано сформировалось фольклорное
мировоззрение, любовь к поэзии русской эпической культуры. Спустя годы
творчества и плодотворной работы мастер возвращается к детским устремлениям,
заимствует методы и приёмы из национального народного искусства.
Его яркие произведения наполняются самобытным
русским духом, относят зрителя к «преданьям старины глубокой», к тем далёким
временам, которые остались в памяти народа в легендах, сказаниях, песнях,
былинах.
Картина Васнецова «Иван-царевич на Сером волке»
основана на сюжете русской сказки о приключениях младшего царского сына и его
верного спутника — волшебного зверя. Несмотря на гнетущий тёмный пейзаж, в ней,
как и в других мифологических и былинных работах, художник сумел передать
представления о красоте и счастье, показать возвышенность народной фантазии, а
также представил великолепное мастерство пейзажиста и портретиста.
Лица главных героев детализированы, отражают
противоречивые эмоции тревоги и смирения. Иван, ожидая погони, беспокойно оглядывается
в дремучую даль. Похищенная красавица, наоборот, покорилась судьбе. Прижавшись
к царевичу, она не поднимает глаз, напуганная жуткой чащей и происходящими
событиями. Серый волк — яркий и загадочный персонаж. Будучи оборотнем по
сюжету, он предстаёт не кровожадным зверем, а волшебной силой, с которой
связаны чаяния русских людей. Образ наполнен отвагой, преданностью,
самопожертвованием.
Картина не создаёт впечатления статичности. Герои
будто летят в воздухе над лесным болотом. Очевидно, что художник выразил
движение вытянутыми вперёд лапами волка в прыжке, плотно прижатыми к голове
ушами. Усиливает динамизм сцены особый приём мастера — диагональная ветка,
скашивающая правую часть изображения. Используя символический язык, мастер
подчёркивает мифологический жанр сюжета прописанной до мелочей одеждой
персонажей. Золотой кафтан царевича и нежно-голубое платье Елены по славянским
преданиям символизируют чудеса и магию. Шерсть волка на картине приобретает
золотисто-коричневые оттенки, схожие с одеянием Ивана, которому он служит.
Героев окружает мрачная атмосфера зловещего леса.
Огромные стволы деревьев напоминают фантастических великанов. Но сквозь густые
скрученные ветки пробивается слабый свет. А на яблоне распустились нежные белые
цветы, которые являются символом всепобеждающей любви и знаком счастливого
исхода.
Картина «Иван-царевич на Сером волке» — одно из
лучших мифологических произведений Виктора Васнецова, ставшее достоянием
русского и мирового изобразительного искусства. Погружая зрителя в сказку,
мастер создал нечто большее, чем книжную иллюстрацию. Его творение
запечатлелось вне времени, повлияло на развитие модернизма и символизма в
русской живописи, открыло новые перспективы для художников.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.07.2024
Дата обновления: 15.07.2024
Дата публикации: 15.07.2024