Основная образовательная программа МБДОУ "ЦРР - детский сад № 18 "Семицветик"
Описание образовательной программы
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации»
от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации») дошкольное образование является уровнем общего
образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим
образованием.
Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития
личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и
самому себе. Поэтому миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и
самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего
овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире,
содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных
норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном
многонациональном обществе.
С учетом культурно-исторических особенностей
современного общества, сложных вызовов постоянно изменяющегося
социально-экономического и информационного мира для полноценного развития и
безопасности детей, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в
Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования (далее – ФГОС ДО, Стандарт) и Федеральной образовательной программой дошкольного образования
(далее ФОП ДО), разработана основная образовательная программа дошкольного
образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Центр развития ребенка - детский сад № 18 «Семицветик»(далее –
Программа).
По своему организационно-управленческому статусу данная Программа,
реализующая принципы Стандарта, обладает модульной структурой. Рамочный
характер Программы раскрывается через представление общей модели
образовательного процесса в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном
учреждении «Центр развития ребенка - детский сад № 18 «Семицветик», возрастных
нормативов развития, определение структуры и наполнения содержания
образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в
пяти образовательных областях. Образовательные области, содержание
образовательной деятельности, равно как и организация образовательной
среды, в том числе предметно ‑пространственной и
развивающей образовательной среды, выступает в качестве модулей.
Программа направлена на создание социальной ситуации развития дошкольников,
социальных и материальных условий, открывающих возможности позитивной
социализации ребенка, формирования у него доверия к миру, к людям и к себе, его
личностного и познавательного развития, развития инициативы и творческих
способностей посредством культуросообразных и возрастосообразных видов деятельности
в сотрудничестве со взрослыми и другими детьми, а также на обеспечение здоровья
и безопасности детей.
Содержание Программы в соответствии с требованиями
Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и
организационный. Целевой раздел Программы определяет ее цели и
задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее
освоения в виде целевых ориентиров. Содержательный раздел Программы включает
описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития
ребенка в пяти образовательных областях – социально-коммуникативной,
познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической.
Программа определяет примерное содержание
образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
детей в различных видах деятельности, таких как:
– игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и
другие виды игры),
– коммуникативная (общение и взаимодействие со
взрослыми и другими детьми),
– познавательно-исследовательская
(исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и
взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка, как:
– восприятие художественной литературы и фольклора,
– самообслуживание и элементарный бытовой труд (в
помещении и на улице),
– конструирование из разного материала,
включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,
– изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
– музыкальная (восприятие и понимание
смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры
на детских музыкальных инструментах),
– двигательная (овладение основными движениями) формы
активности ребенка.
Содержательный раздел Программы включает описание
образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития
детей в ДОУ, особенности образовательной деятельности разных видов и культурных
практик, способы и направления поддержки детской инициативы, особенности
взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников,
взаимодействие с социальными партнерами.
Организационный раздел Программы описывает систему условий реализации
образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Программы:
– материально-технические условия и обеспеченность
методическими материалами и средствами обучения и воспитания,
– особенности разработки режима дня и формирования
распорядка дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их
специальных образовательных потребностей;
-особенности традиционных событий, праздников и
мероприятий;
- особенности организации развивающей
предметно-пространственной среды ДОУ.
Объем обязательной части основной образовательной
программы составляет не менее 60% от ее общего объема. Объем части основной
образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений,
составляет не более 40% от ее общего объема.
Обязательная часть основной образовательной Программы
разработана с учётом следующих нормативных документов:
- Федеральный
закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об образовании в Российской Федерации»
(с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023)
- Федеральный
закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании
в Российской Федерации” и статью 1 Федерального закона “Об обязательных требованиях
в Российской Федерации”»
- Федеральный
закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании
в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся»
- Обновленный
ФГОС ДО - Приказ Минпросвещения России от 08.11.2022 № 955 «О внесении изменений…»
(Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2023 № 72264)
- Указ
Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной
политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей»
- Приказ
Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной
программы дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2022
№ 71847)
- СанПиН
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». Постановление Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 (зарегистрировано
министерство юстиции РФ 18.12.2020 г., регистрационный N 61573)
- Устав Муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад
№18 «Семицветик».
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений основана на реализации приоритетных направлений деятельности ДОУ и
выборе следующих парциальных программ:
· Программа
«Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева,
Н. Н. Авдеева, издательство: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. Возрастной контингент – от 5
до 7 лет.
· Программа
«Конструирование и ручной труд в детском саду». Автор Л.В.Куцакова.
· Программа
«АЗБУКА ОБЩЕНИЯ» Л.М. Щипицина, О.В. Защеринская, А.П. Воронова и
др..
· Игровые
занимательные задачи для дошкольников. Автор: З.А. Михайлова, Издательство:
Просвещение, 1985
· Программа
«Приобщение к истокам русской народной культуры» Авторский коллектив:
О.Л.Князева, М.Д. Маханева, издательство: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.Возрастной
контингент – от 3 до 7 лет.
· Ознакомление
дошкольников с окружающим и социальной действительностью Учебный комплект из 4
книг для работы с детьми от 3 до 7 лет, автор: Н.В. Алешина, издательство:
Центр Гуманитарный Литературы, 2008.
- Толстикова О.В. Технологии реализации культурных
практик образовательной программы «СамоЦвет» / О.В. Толстикова, О.А. Трофимова; Министерство образования и молодежной политики Свердловской области,
Государственное автономное
образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области: ГАОУ ДПО СО «Институт развития
образования», 2019.
В соответствии с Программой описание традиционных
событий, праздников и мероприятий с учетом региональных и других
социокультурных особенностей включено в часть, формируемую участниками
образовательных отношений.
Программа также содержит рекомендации по развивающему
оцениванию достижения целей в форме педагогической и психологической
диагностики развития детей, а также качества реализации основной общеобразовательной
программы ДОО. Система оценивания качества реализации программы направлена
в первую очередь на оценивание созданных в ДОУ условий внутри образовательного процесса.
Программа завершается краткой презентаций и описанием
перспектив по ее совершенствованию и развитию.